«Женщины мужчин умнее», - Катрин Брейя, режиссер и писатель

Сегодня в парке «Музеон» покажут новую работу знаменитой Катрин Брейя – субъективную киноверсию сказки Шарля Перро «Синяя Борода»

Выйдет ли фильм в наш прокат, пока неизвестно. Брейя с ее «Настоящей девчонкой», «Романсом Х», «Моей сестрой» и «Анатомией ада» считается главной феминисткой мирового кино. Но на деле она обижается, когда ее обзывают феминисткой. Она – главный мировой исследователь темы «война полов».

– Что сильнее всего поражает в вашей «Синей Бороде», так это невозможность предсказать: кто в большей степени монстр – мужчина в лице маньяка, Синей Бороды, или женщина в лице его новой юной жены. Да, мужчина – хищник. Этим многое объясняется. Но действия его новой избранницы абсолютно непредсказуемы и не поддаются никакой мужской логике.

– Существенна разница между «Синей Бородой» в классической сказке и тем, как я ее интерпретирую. В сказке «Синяя Борода» – персонаж одноплановый. Злодей – и все тут. Я же показываю его более человечным. Я также демонстрирую, что девушка, героиня фильма, его последняя избранница, им манипулирует. И даже держит его на привязи. В фильме есть, например, сцена, когда они собирают грибы. И она прогуливает его, словно бы собачку. Да, собачка эта крупная. Бульдог – нет, даже крупнее. Мастиф. Тем не менее она его выгуливает. Он претендует на то, чтобы быть ее учителем. Но это не срабатывает.

– В отличие от сказки Перро в фильме все всё заранее знают. Знают, что Синяя Борода убивает своих жен. Тем не менее конкуренция высока: все стремятся в его жены. Готовы идти, как идут на каторгу, – в проститутки, секретарши к боссу-диктатору, гувернантки в семью тиранов. Потому что иных вариантов в жизни нет.

– Все хотят замуж за Синюю Бороду лишь потому, что жаждут его богатств. Встреча Синей Бороды и его новой юной жены – это встреча двух одиночеств. Девушка ведь тоже в этот момент отвергнута всеми – не признают ее красоты, ее самостоятельности, ее взрослости. Это такой бунтующий подросток. Мужчина же, Синяя Борода, одинок настолько, что даже говорит в какой-то момент: все считают меня чудовищем, поэтому у меня нет иного выхода, кроме как быть чудовищем. Синяя Борода выбирает свою новую невесту именно потому, что почувствовал общее – это самое одиночество.

– У меня возникло ощущение по ходу просмотра вашего фильма, что там возможен революционный финал: когда она войдет в потайную комнату Синей Бороды, в его кровавую комнату прежних убитых жен, они оба, он и она, сделают вид, будто она туда не входила. И продолжат совместную счастливую жизнь. Мне кажется, что Синей Бороде в фильме хочется, чтобы его юная жена нашла тайную комнату – и между ними не осталось недоговоренностей.

– Тут все не совсем так. У Перро персонаж был основан на реальном человеке – бароне Жиле де Рэ. У него было много жен, все они исчезали, и все знали, что он на самом деле серийный убийца. Иногда для него специально находили девушек и даже парней из простого народа, судьба которых никого не будет волновать. Он убивал даже детей. При этом он был лучшим другом Жанны д’Арк. В моем фильме Он любит Ее и не способен убить, пока она остается девственной, пока она чиста. Но когда она находит ключ от потайной комнаты, где хранятся трупы бывших жен, и роняет ключ на пол, и ключ становится окровавленным, эта окровавленность становится символом потери девственности и чистоты. В результате в этом серийном убийце проявляется его инстинкт, его желание ее убить.

– Мне-то кажется, что это фильм еще и о том, что женщина, даже когда она юная, всегда немного сильнее и по крайней мере хитрее мужчины, даже опытного.

– Возможно, вы и правы.

– Возникает ощущение, что вы ударились в эстетство. «Романс X», «Узкий пролив», «Моя сестра» при всем богатстве образов были сняты в современной строгой европейской киноманере. А здесь сцены в замке Синей Бороды напомнили мне «Ивана Грозного» Эйзенштейна со всеми этими тенями на стенах.

– (Смеется.) Вы это увидели? Именно к этому я и стремилась! Именно оттуда черпала свое вдохновение! У нас, французов, его называют «русским людоедом». Но мы им при этом даже восхищаемся. Приходим от него в какое-то оцепенение. «Иван Грозный» – один из моих самых любимых фильмов. Мой герой одет в костюмы, которые напоминают об Иване Грозном на исторических полотнах. И он смотрит сверху на девушку-героиню так, что словно бы давит ее взглядом – чистый Грозный!.