Меценат Кесаева и журналист Ревзин назначены комиссарами в Венеции
Новые назначения на должность комиссаров русского павильона в Венеции ожидаемы и означают, что должность эта стала идеологическойКомиссарами павильона России на Венецианской биеннале стали глава фонда Stella Art Foundation Стелла Кесаева и архитектурный критик Григорий Ревзин, сообщила «РИА Новости» советник отдела изобразительного искусства Минкультуры РФ Анна Новикова.
Этого сообщения ждали – профессиональное сообщество живет слухами, и то, что в Минкультуры должны быть подписаны соответствующие бумаги, давно не было секретом.
Некоторая неожиданность, что назначения оказались долгосрочными. Кесаева будет комиссарить на арт-биеннале 2011, 2013, 2015 гг., Ревзин – на архитектурных 2012 и 2014 гг. В этом году он один из трех кураторов русского павильона на Венецианской архитектурной биеннале, а комиссар там – Василий Церетели.
Василий Церетели, директор Московского музея современного искусства, был комиссаром русского павильона не один год, но его деятельность казалась только организационной, и если он и имел влияние на кураторов (они определяли, какой будет наша выставка и кто в ней будет участвовать), то никогда не афишировал свои художественные пристрастия.
Новые комиссары вряд ли ограничатся только денежно-хозяйственными делами. Основатель фонда Stella Art Foundation Стелла Кесаева в недавнем интервью «Ведомостям» (номер от 22.06.2010) хотя и сказала, что ощущает в себе только организаторские способности и чутье на художников и кураторов, но и прямо высказалась, как важно представить миру уже состоявшихся мастеров. (Куратор нашего павильона на прошлогодней арт-биеннале Ольга Свиблова делала ставку на молодых.)
Что же касается Григория Ревзина, то он хоть формально числится только журналистом, давно имеет славу главного авторитета в области архитектуры и просто мудреца. При этом он не только достаточно гибкий политик, но и состоявшийся идеолог. С бывшими и потенциальными кураторами нашего павильона на архитектурных биеннале он находится в непоправимо сложных отношениях, и эти лучшие люди в профессии теперь могут долго не думать о Венеции.
Так что должность комиссара, в полном соответствии со значением этого слова в русско-советском языке, будет теперь идеологически определяющей.
И роль эта действительно важна. Журналисты часто называют Венецианские биеннале чемпионатами мира по современному искусству и архитектуре, но дело не в престиже страны. Современное искусство и архитектура на главных международных выставках не игра на победу, а мощное средство коммуникации, и чем яснее и откровеннее мы там высказываемся, тем лучше нас понимают – вместе с нашими бедами и проблемами.