Сидя на красивом холме
Музыкальный фестиваль «Движение» – часть новой культурной политики Пермского краяИ по задумке, и по исполнению «Движение» больше всего напоминало страшный сон писателя-деревенщика: 20 групп со всего мира, в том числе и довольно разнузданных, выступили на территории этнографического заповедника «Хохловка», куда еще в советское время свезли шедевры деревянного зодчества со всего Пермского края. То есть музыканты выступали аккурат между гумном и овином XIX в. и старинной церковью Преображения из села Янидор. В каноны что старой советской, что новой православной морали едва ли вписывалось многое из происходящего на сцене – включая конферанс Валерии Гай Германики, массовый сеанс танцев топлес и скандирование публикой лозунга «хуе магриби» (т. е. «братья-марокканцы»).
Теперь что-то подобное будет происходить в Хохловке каждый год. И это неплохо, потому что, наверное, ни один из известных российских фестивалей не может похвастаться такой изумительной площадкой. Хохловка находится в часе езды от Перми, на берегу реки Камы, на зеленом холме, усыпанном земляникой, а пейзажи тут напоминают не то Новую Зеландию, не то и вовсе Тоскану. Участников отбирал лучший отечественный промоутер Александр Чепарухин (Greenwave Music), в последнее время специализирующийся именно на больших фестивалях мультикультурного толка, и поэтому список участников был похож на титры передачи «Вокруг света»: Сербия, Шотландия, Мексика, Австралия и т. д. вплоть до амстердамско-якутского проекта Polaris и сокрушительной группы Kultur Shock (Босния и Герцеговина – Болгария – США). За два дня нашлось место и казанским, и московским, и самарским, и местным пермским артистам, основной же упор был сделан на африканских музыкантов: на «Движении» выступила бодрая группа Farafina из Буркина-Фасо и угандийский Боб Дилан Джеффри Ориема, а также марокканские рэперы Fnair и заслуженный проект Dissidenten (немолодые немцы плюс певец из Марокко и певец из Индии), которые и стали главным сюрпризом фестиваля.
В целом же «Движение» выглядело как-то совсем не по-российски: несколько тысяч благожелательных зрителей, мечтательные милиционеры и программа, в которой никому не известные имена оказываются куда любопытнее хедлайнеров (мексиканцев Molotov и «Океана Эльзы»). Благодаря деятельному влиянию Марата Гельмана мероприятия подобного рода теперь, кажется, вписаны в культурную политику «Единой России» – что ж, если она будет состоять исключительно из таких фестивалей, придется признать, что и от крокодилов бывает прок.