Новинки книжных развалов
Как эффективно управлять свободными людьми: коучинг
Станислав Шекшня
М.: Альпина паблишерз, 2010. 206 с.
Пословица «Яблоко от яблони недалеко падает» приходит на ум после прочтения очередной книги Станислава Шекшни, посвященной коучингу. «Закройте глаза во время выступления российского президента Дмитрия Медведева, – пишет он, – и вы услышите голос Владимира Путина – его многолетнего руководителя и наставника».
Закрывая глаза на ляпы книги, самый безобидный из которых – пересказ исследования коучинговой практики в деловом мире, проведенного Американской ассоциацией менеджмента в 2008 г., отмечу, что автор ни на йоту не отступает от поставленной задачи – дать топ-менеджеру «руководство к действию, своего рода методическое пособие с небольшими вкраплениями находящейся в самом начале своего формирования теории бизнес-коучинга». Более того, Шекшня в отличие от большинства отечественных авторов честно признается, откуда он заимствует примеры – так, цели вопросника «частично позаимствованы из книги Джулии Старр «Учебник коучинга» (Julie Starr. The Coaching Manual)», – и щедро делится списком литературы по теме, помещая его в финал книги.
Не скрывает он и расценок на такие услуги. «Если они ниже $1000 за коучинговый день, – рассказывает он об описании программ потенциального коуча, – вряд ли вы найдете то, что вам нужно; если они выше $15 000 за день, вы напали на признанную звезду или нахала».
Что по-хорошему прельщает в книге? Масса примеров из практики автора, изложенных простым и понятным языком. Вот один из них, со ссылкой на некоего генерального директора. «Мой вице-президент по маркетингу страдал хроническим недостатком – он всегда предоставлял материалы в последнюю ночь перед совещанием, – пояснял он автору. – Что я только ни предпринимал: ругал, просил, отчитывал публично, грозил уволить – ничего не помогало». Лишь после того как топ-менеджер поработал с профессиональным коучем и «решил применить полученные знания к своему заместителю», стала ясна причина – «в институте он привык писать курсовые работы и готовиться к экзаменам в последнюю ночь». И совместными усилиями удалось изменить его поведение. «Теперь перед совещаниями я сплю спокойно – мне не нужно читать его материалы», – резюмировал генеральный директор.
Вряд ли спокойно спит сейчас после катастрофы в Мексиканском заливе руководство компании ВР, экс-глава которой Джон Браун «не только не делал из своих занятий с коучем секрета, но, наоборот, поощрял своих подчиненных и коллег к коучингу». Ведь, как пишет Шекшня, коуч – «не мудрец, который делится опытом и раздает правильные советы нуждающимся в них менее зрелым менеджерам, а процессный консультант, который обладает навыками выстраивания отношений, позволяющих клиенту самому находить решение».