Новинки книжных развалов
Власть и рынок: государство и экономика
Мюррей Ротбард
Челябинск: Социум, 2010. 418 с.
Либерал из сказки Салтыкова-Щедрина во все горло заявлял о трех факторах, которые «должны лежать в основании всякой общественности: свободе, обеспеченности и самодеятельности».
Мюррею Ротбарду, вдоль и поперек изучившему проблему влияния государства на экономику, подобный пафос чужд. Он детально исследовал три вида вмешательства «индивидуума или группы, которые совершают захватническое насилие в обществе», прямо называя их «интервентом (intervener) или агрессором (invader)» и особо подчеркивая: «государство является единственной в своем роде организацией, занимающейся упорядоченным насилием в крупном масштабе».
Триада Ротбарда универсальна: во-первых, по мнению автора, «агрессор может приказать отдельному субъекту делать или не делать определенные вещи, и эти действия прямо затрагивают личность данного индивидуума или только его собственность»; во-вторых, отмечает он, «интервент может навязать принудительный обмен между отдельным субъектом и собой или принудительный «подарок» себе от субъекта» и, в-третьих, «агрессор может вынудить или запретить обмен между парой субъектов».
Но, оказывается, агрессору этого мало, и в ход идут инструменты для «наделения квазимонопольными привилегиями неэффективных производителей за счет обложения штрафными санкциями эффективных». К ним Ротбард относит особые налоги на магазинные сети, которые «ограничивают с ущербом для потребителей распространение эффективной формы организации торговли в пользу их малоэффективных конкурентов»; рядом указы о запрете торговли с рук и тележек, уничтожающие «эффективную рыночную форму и рыночных предпринимателей, создавая преимущества их менее эффективным, но политически более влиятельным конкурентам».
С особым шиком Ротбард расправляется со сторонниками идеи государственного предпринимательства. «Невозможно играть в предпринимательство. Быть предпринимателем – это значит рисковать, вкладывать в дело собственные деньги, – пишет он. – У чиновников, управляющих производством, и у политиков отсутствуют действенные стимулы развивать предпринимательское мастерство, гибко и предусмотрительно приспосабливаться к потребительскому спросу. Им не грозит потеря собственных денег. Наконец – забудем о стимулах! – даже самые энергичные менеджеры не могут действовать как бизнесмены».
Вряд ли эти менеджеры теперь забудут Ротбарда, ведь и им досталось: «Руководители таких предприятий овладевают мастерством не производителей, а политиков – как лебезить перед вышестоящими, как демагогией завоевывать популярность, как с наибольшей эффективностью использовать рычаги политического и административного давления».