Абстрактные нежности

Алена Кирцова – настоящий живописец: вдумчивый, наблюдательный, трепетно чуткий к цвету. Ее выставка в Stella Art Foundation тому наглядный пример
С.Николаев
С.Николаев

Формальный центр выставки Алены Кирцовой «Север» – серия из пяти одноформатных картин маслом, где первая – лаконичный, но понятный пейзаж с землей, горизонтом и облаками, а последняя только покрашена пополам в два цвета – сложносочиненные светлый и темный.

Оправдание. Алена Кирцова

художник. Я медленно работаю, но много, может быть, и не обязательно. Говорить надо, когда есть что сказать, и сказать убедительно для себя.

Три картины в центре – постепенный переход от конкретики начала к завершающей беспредметности. На пути от первой к пятой сюжет исчезает, теряются опознавательные знаки пейзажа – облака, особенности почвы, – и преображаются, обобщаются цвета полос земли и неба. В финале они не похожи на природные.

Не простые цвета севера собраны и в картине «Белое море. Водораздел». Тут уже чистая геометрическая композиция, холодная, герметичная. Можно было бы сказать – монументально декоративная, но название не дает.

В разговоре Кирцова обзывает пятикартинную северную серию «ликбезом». Прошлая ее выставка, «Справочник по цвету», состояла только из результатов – все картины были комбинациями горизонтальных цветовых полос, назывались пейзажами, хотя полностью утратили видимую связь с натурой.

Эта потеря реальности, возможно, и вызывала у зрителей особое волнение, им, быть может, полосы казались смутно знакомыми, уже где-то виденными. Нельзя же только оптическим эффектом объяснить явную притягательность этих цветовых будто бы экзерсисов. Хотя их автор и говорит, что интересуется только цветовыми, световыми и тональными перспективами.

Как ни утонченны и сдержанны картины Кирцовой, ее коллажи и объекты – формальная периферия выставки – еще изысканней. Из газетной бумаги, фольги и кусочков пакли, из деревянных ящичков, щебня и битых бутылок она составляет композиции такой простоты и красоты, что сердце щемит не только у особо трепетных.

И тогда кажется, что Кирцова пишет мало и коротко не из предпочтения беспредметного сюжетному, не потому, что хочет быть современной или следовать заветам европейских минималистов или американских абстракционистов, а из-за почти болезненной чувствительности и восприимчивости, особенно к цвету. Из преклонения перед абсолютным совершенством и грандиозностью цветовой палитры природного мира.

Пытаться воспроизвести эту божественную палитру «близко к тексту» – значит брать на себя непосильную, дерзкую и мучительную задачу.

Так что, будем считать, из осознанного смирения и по естественной скромности, а не от ума и по расчету Алена Кирцова шифрует в своих полосатых картинах и бумажных коллажах землю, моря, дали, северное сияние, восторг, тоску и детские воспоминания о Шпицбергене.