Мандат получают оптимисты

Кризис заставил рейтинговые агентства пересмотреть практику присвоения рейтингов, но не изменил привычек их клиентов. Они по-прежнему стараются выбрать агентство, обещающее самую высокую оценку

Калифорнийская компания Redwood Trust, инвестирующая в сектор недвижимости, в начале года попросила Standard & Poor’s (S&P) и Moody’s присвоить рейтинги новому выпуску ипотечных облигаций на сумму $238 млн. Размещение было незаурядным – подобных займов на рынке не было два года. Бонды были обеспечены кредитами на жилье, в среднем на сумму $933 000, которые были выданы в 2009 г. заемщикам с высоким кредитным рейтингом.

S&P не понравилось, что число ипотечных кредитов в пуле невелико, все ссуды имеют плавающую ставку, а недвижимость, на которую они выданы, сконцентрирована в двух штатах – Нью-Йорке и Калифорнии. «Вопросы и заседания с [представителями] S&P длились бесконечно», – рассказывает источник, знакомый с ходом переговоров. В итоге Redwood решила ограничиться всего одним рейтингом – от Moody’s, присвоившего 93,5% выпуска наивысший рейтинг ААА. «Мы хотели, чтобы S&P приняло участие в этой сделке, но их не устроили наши дедлайны», – прокомментировал ситуацию директор Redwood по инвестициям Бретт Николас.

Рейтинговые агентства, на которые за время кризиса вылилось немало критики из-за недобросовестных и ошибочных рейтингов по рискованным инструментам, стали осторожнее и начали куда менее щедро раздавать высокие рейтинги. Но про их клиентов этого не скажешь: компании по-прежнему ищут именно то агентство, которое будет готово присвоить наивысший рейтинг. «Это существовало раньше и существует сейчас», – утверждает гендиректор Moody’s Corp. Раймонд Макданиэл. S&P, Moody’s и Fitch в 2009 г. заработали $3,6 млрд на рейтингах облигаций.

Не исключено, что скоро их лишат такой возможности законодатели. Сенаторы проголосовали за учреждение под эгидой Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) совета, который будет определять, какое из агентств должно присвоить первый рейтинг выпускам структурных инструментов. На подобные выпуски, обеспеченные денежными потоками от ипотеки, авто- и карточных кредитов, приходится примерно треть облигационного рынка США. SEC также хочет, чтобы эмитенты структурных инструментов раскрывали информацию о рейтингах, которые они получили по выпуску, но не использовали при его рекламе.

В 2009 г. Deutsche Bank хотел получить рейтинг ААА по инструментам, обеспеченным кредитами, который немецкий банк и аффилированные с ним структуры выдали компаниям США. Выпуск назывался Blue Ridge, его объем составлял $1,7 млрд. Средний рейтинг по кредитам пула был ниже инвестиционного. Deutsche Bank планировал продать все эти кредиты и передать денежные потоки держателям бондов, вместо того чтобы передать кредиты компании, которая была эмитентом этих инструментов. В планах Deutsche Bank было получить рейтинг от всех трех ведущих агентств.

Аналитики Moody’s предупредили Deutsche Bank, что его намерение продать кредиты делает сделку более рискованной, поскольку в случае его банкротства могут пострадать и денежные потоки, что негативно скажется на самих облигациях. У S&P тоже были вопросы к сделке. В результате Deutsche Bank довольствовался рейтингом Fitch, у которого возражений было меньше. В апреле 2009 г. Fitch присвоило рейтинг ААА $1,3 млрд инструментов из выпуска на $1,7 млрд. С тех пор этот рейтинг не пересматривался. «Мы выбрали то единственное рейтинговое агентство, которое успело к нашему дедлайну», – отмечает представитель Deutsche Bank. После размещения Blue Ridge агентство Moody’s опубликовало доклад, в котором высказывало опасения по поводу некой неназванной сделки, параметры которой совпадали с Blue Ridge.

После обвала рынка недвижимости некоторые структурные облигации были ресекьюритизированы – «переупакованы» в новые выпуски. Некоторые из них имеют рейтинг ААА. Не так давно Barclays Capital разместил ресекьюритизированные облигации на сумму $256 млн. Большая часть выпуска получила рейтинг от S&P. Но S&P отказалось присваивать рейтинг инструментам на $18 млн – той части выпуска, которая не имела изначального рейтинга агентства. Рейтинг по этим инструментам Barclays Capital получил от канадской DBRS, подразделение которой в США специализируется на структурных инструментах.

В 2009 г. DBRS присвоила рейтинги 41% сделок с ипотечным обеспечением (в долларовом выражении) по сравнению с 18% в 2008 г. (данные Asset-Backed Alert). Банкиры обращаются к DBRS, когда не могут получить ответа от других агентств, говорит президент подразделения DBRS в США Дэн Карри: «Мы сообщаем в течение недели, может ли быть присвоен рейтинг».