Потеря скорости
Сборы петербургских страховщиков перестали падать. Но восстановления докризисных объемов участники пока не ждутОколо трети таких полисов покупают юрлица, остальное – физлица, говорит Тиняков. Объемы сборов по физлицам остались примерно на уровне прошлого года, а по юрлицам выросли вдвое, замечает директор управления автострахования «Росгосстрах – Северо-Запад» Дмитрий Синишев. По его оценке, в Петербурге страхуют автотранспорт около 50 компаний с автопарком свыше 100 машин и около 200 компаний с парком в 50–100 машин.
Объем премий, собранных петербургскими страховщиками в I квартале, вырос на 2,4% по сравнению с I кварталом 2009 г. до 10 млрд руб. (без учета ОМС), выплаты – на 0,4% до 5,49 млрд руб., сообщается в материалах ФССН. Премии по страхованию жизни выросли на 3,3% до 2,8 млрд руб., имущественному страхованию – на 1,8% до 5,9 млрд руб., добровольному страхованию ответственности – на 40,4% до 511,6 млн руб.
По итогам 2009 г. сборы петербургских страховщиков снизились на 11%, а выплаты выросли на 23%.
В этом году выплаты снизились благодаря сокращению доли высокозатратных видов страхования, в том числе и автокаско, объясняет директор Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхования» Владимир Тиняков. В его подразделении объем выплат за год упал на 18,5%, снизились и сборы по каско.
Сегмент страхования автомобилей от угона и ущерба в прошлом году, по оценке директора Северо-Западной дирекции СК «Росно» Евгения Дубенского, потерял в Петербурге 30% из-за падения продаж новых автомобилей на 50%.
Полисы каско приносят около 20% сборов петербургскому филиалу «Согаз», говорит замдиректора по продажам и маркетингу филиала Николай Карпов. Другой страховщик оценивает долю каско в 20–30%. В I квартале объем сборов практически не изменился по сравнению с I кварталом 2009 г., хотя до кризиса сборы росли на 15–20% ежеквартально, вспоминает Карпов.
Свои автопарки страхуют перевозчики, но в 2009 г. из-за падения строительства в этой отрасли произошел спад, который пока не преодолен, рассуждает Сергей Бровко, управляющий по маркетингу филиала «РЕСО-гарантия» в Петербурге. В филиале «РЕСО-гарантии» менее половины полисов каско в денежном выражении покупают корпоративные клиенты. Полисы каско приобретают компании, которые страхуют представительские автомобили, добавляет Дубенский из СК «Росно».
В кризис клиенты стараются экономить. «В этом году мы заключили договор с франшизой, чтобы снизить стоимость полисов», – рассказывает менеджер петербургского филиала одного из международных перевозчиков.
Убыточность по юрлицам ниже, чем по физлицам, отмечает Синишев. Разницу в отношении сумм выплат к собранным взносам он оценивает в 20%. Кроме того, сумма договоров по корпоративным клиентам значительно больше и почти все договоры пролонгируются, добавляет страховщик.
В целом рынок автокаско в Петербурге за 2010 г. может сократиться на 5–10%, ожидает Дубенский. Скорее всего, объемы сохранятся, возможен рост на несколько процентов, полагает Тиняков.