Советы консультанта: Инноватика: укротите новизну
Те будущие антропологи как раз наше неумелое поведение в больших инновационных процессах и осудят. Уж точно припомнят административную реформу, «АвтоВАЗ», «Булаву», госкорпорации, 94-й закон... Интересно, что они скажут про инноград Сколково? Если, конечно, сами не захлебнутся в инновационном потоке.
Азарт прогресса – такой диагноз поставят будущие антропологи сегодняшнему настроению человечества. Причем азарт, близкий к истерике. Разве не похоже?
Новейшие автомобили, компьютеры, телефоны морально устаревают намного раньше окончания их гарантийного срока. Жизненные циклы любых новшеств становятся короче и короче. Покупатель в тупике: зачем брать эту новинку, если завтра появится лучшая?
Нельзя не учитывать и немалый труд освоения. Помню растерянное лицо моего клиента: дескать, столько потратили сил, нервов, внеурочных часов на освоение учетной программы «1С» седьмой версии. Наконец все заработало. И тут поставщик «обрадовал»: купите восьмую, оцените ее превосходство! И, к ужасу бухгалтеров, производственников, программистов, приехали, презентовали, убедили – куда точнее, оперативнее, аналитичнее. Конкуренты уже заказали... Радостные поставщики уехали, оставив работников обреченными.
«Последняя модель!» – сказал мне гендиректор завода, заметив мое восхищение только что установленным в цехе роботом. Больше миллиона долларов, зато качество, скорость небывалые. Трех операторов подготовил специально выписанный из Швеции технолог. Года не прошло, как технический директор увидел статью об устаревании той модели. Значит, у кого-то, купившего позже, вот-вот проявится преимущество новейшей конструкции. А ведь тот миллион еще не отработан.
В инновационной гонке есть некая порочность, уходящая далеко за производство и экономику вообще, в образ нашей жизни и человеческие отношения. Переменчивость, непостоянство превращаются во всеобщую установку. Перестаньте выпускать долговечные ботинки, часы, телевизоры, кресла и проч. Не стройте больше на века. Пусть дома будут прочные, но на 10–15 лет, и притом доступные для быстрой разборки. То строители боролись с архитекторами за технологичность возведения, а теперь еще и за технологичность разборки тех же зданий. Потому что вскоре появятся куда более качественные материалы, конструкции, да и вкусы людей поменяются.
Так же и с профессиями. Все меньше вокруг тех, кто работает по специальности, полученной в первом вузе. Человек меняет две-три профессии. Появляются неслыханные специализации. О прежней лояльности организациям нечего и говорить. Недавно один маркетолог мне признался: больше полутора-двух лет в одной фирме работать просто неправильно: застоишься. И кто теперь скажет, что эта установка на частые перемены не проникает в человеческие связи (дружеские, семейные, идейные, досуговые)? Никто не скажет.
Новизна становится самостоятельной ценностью: одновременно эстетической, потребительской и отношенческой. Ценностью приоритетной. Тотальной. И очень расточительной. Обладание новизной, а особенно ее создание тешит гордыню, вызывает зависть. И конечно, обогащает. Согласен: погоня за новизной – ценность древняя. В наш мир заложен ген развития, непрерывных изменений. Ген этот работает мощно и разнообразно. Например, никто не в силах отменить закон постоянного возрастания потребностей людей. А для этого приходится обновлять производство, оформление, рекламу и проч. Другой источник новизны – любопытство. Наше внимание почти физически притягивается к странному, непривычному. У любого народа, города, завода есть те, кто желает придумывать, инициировать изменения или вводить их в свою и чужую среды. Кроме того, жизнь, работа часто ставят перед нами проблемы, которые старыми способами не решаются. Скажем, болезни, экология. Пусть найдется немного самых идейных стагнантов, кто возразит против улучшений в этих сферах. А можно ли устоять, тем более выиграть в конкуренции без инноватики?
Так что мы попали в некий самосовершающийся инновационный процесс исторического масштаба, перестроить который невозможно (хотя некоторым очень хочется). Остается только достойно встроиться в него. Например, учиться оценивать дальние последствия нововведений, ускорять желаемые и ограничивать опасные новшества, снижать социальную цену планируемых изменений и т. д. Иначе говоря, не можешь остановить – возглавь. А это уметь надо.