Как мошенники выманивают деньги у доверчивых граждан

Мошенники все чаще атакуют россиян. Кроме «нигерийских писем», они пытаются выудить информацию и деньги при помощи сотовых телефонов и пластиковых карт
Photoxpress

Набирают популярность и карточные схемы. В Промсвязьбанк, по словам директора департамента платежных карт Елены Дворовых, на мошеннические сообщения пожаловались всего четыре клиента. Но аналогичные sms на прошлой неделе получали клиенты еще нескольких банков, в том числе Альфа-банка и Судостроительного банка. Оба банка подтвердили это: в каждый из них обратилось по одному клиенту. Впрочем, случаев незаконного списания средств с карт клиентов не было, уверяют их представители.

Промсвязьбанк на прошлой неделе предупредил об атаке мошенников: держатели его карт получили sms с информацией о блокировке карт и просьбой перезвонить для разблокировки на указанный мобильный номер. «Пришли на этот номер 50 руб., потеряла телефон, потом все объясню» – такое sms на днях получила от дочери сотрудница «Ведомостей». Она была готова выполнить просьбу, если бы дочь в этот момент не была рядом. Вот лишь два приема из арсенала мошенников.

С утроенной силой

Их изобретательности можно позавидовать. Предложения поучаствовать или даже получить выигрыш в лотерее, помочь персональному помощнику известного человека обналичить крупную сумму или просто заработать приходят практически ежедневно. По оценке директора лаборатории облачных и контентных технологий «Лаборатории Касперского» Андрея Никишина, за 2009 г. доля мошеннических писем в общем потоке спама выросла с 1,5–2% в месяц до 7–8%. Число обращений о мошенничестве в «Вымпелком», по словам пресс-секретаря Ксении Корнеевой, выросло до 450 000 с 160 000 в 2008 г.

В МВД нет данных о числе преступлений, совершенных с помощью информационных технологий, и ущербе от них, говорится в ответе ведомства на запрос «Ведомостей».

Есть пострадавшие

В Великобритании, по данным Управления добросовестной конкуренции (OFT), за год почти 3/4 взрослого населения получали предложения от аферистов по электронной почте, около 20% – в письмах, 10% – в виде sms. Более 4 млн человек – каждый одиннадцатый взрослый – хоть раз отвечали на предложения. Из них треть, по данным OFT, потеряли деньги: половина – более 50 фунтов, а 5% – свыше 5000.

То же и в США. По данным отчета ФБР о преступлениях в интернете, выпускаемого Центром по работе с обращениями пострадавших от интернет-мошенничества (IC3), в 2009 г. поступило 336 665 жалоб – на 22,3% больше, чем в 2008 г. Ущерб от них вырос более чем вдвое – до $560 млн: 22% граждан потеряли менее $100, 13% – свыше $5000.

Американцы, согласно отчету ФБР, чаще всего (16,6%) жаловались на фальшивые письма от имени бюро: якобы оно подозревает их в отмывании доходов, полученных преступным путем. Чтобы избежать обвинений, следовало купить за $370 сертификат некой Комиссии по экономическим финансовым преступлениям. Популярны также мошенничества с использованием недоставленных товаров или платежей (11,9% жалоб) и «нигерийские письма» – предложения заплатить немного денег для получения более крупной суммы (9,8% жалоб).

Короткое текстовое мошенничество

В России, по данным «Лаборатории Касперского», наиболее популярны sms-мошенничества – предложения оплатить с помощью sms доступ к какой-либо услуге или информации. Причина, по словам Никишина, упрощенный способ регистрации коротких номеров в России и на Украине. Обычно такие sms в разы дороже обычных. Партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова оценивает объем мошеннических платежей в 2009 г. в $50 млн.

«Мне позвонили якобы с радиостанции «Европа-плюс» с сообщением о выигрыше автомобиля, для получения которого надо купить карточки мгновенной оплаты на 6000 руб. В итоге вся сумма при попытке зачислить ее на мой счет ушла в никуда», – рассказывает продюсер глянцевого журнала Марина. Позвонив в МТС, она поняла, что это обман, и набрала номер, указанный в sms. Ей пообещали вернуть половину «потерянной» суммы, но, конечно, не вернули.

Редактор глянцевого журнала Мария прошла в интернете диеттест, ответ на который был обещан после отправки платного sms на короткий номер. На сайте была указана цена sms – 6 руб., а со счета ушло 350 руб., результат теста так и не прислали.

На днях в редакцию «Ведомостей» пришло предложение позаботиться о своем клонировании в будущем. Для этого надо в течение 10 лет каждые полгода присылать в некий геномный банк пряди волос и по 140 евро за их хранение. На сайте компании обещают хранить «материалы» до появления возможности клонирования их отправителя.

Что новенького?

В 2009 г. появились новые мошеннические схемы. Прошлым летом были популярны «звуковые наркотики», сейчас – мобильные сканеры, рассказывает Никишин. А ФБР впервые столкнулось с «письмами наемных убийц» (hitman scam): член некой исламистской организации сообщает получателю письма о планируемом уничтожении его и членов его семьи. Чтобы спастись, надо в течение трех дней перевести некоему лицу в Великобритании $800.

Другая популярная в США афера – обещание господдержки. Мошенники голосом президента Барака Обамы предлагают зарегистрироваться на определенном сайте (скажем, www.nevergiveitback.com), оплатить $28 и получить финансовую поддержку из правительственного фонда.

Активизировались давно существующие в интернете лжеантивирусы, отмечают в «Лаборатории Касперского». Цель – вынудить пользователя заплатить за избавление от вирусов – фиктивных или реальных. За год в базе «Лаборатории Касперского» появилось более 50 000 фальшивок. По данным ФБР, с помощью ложных антивирусов мошенники заработали в 2009 г. $150 млн.

В этом году, по данным IC3, участились аферы с недвижимостью. Тем, кто пытался купить или арендовать недвижимость на специализированных сайтах, мошенники отвечают, что находятся с миссионерской миссией за рубежом, куда и надо перевести деньги.

Крапленые карты

Банк не может предотвратить рассылку подобных сообщений, но старается оповестить остальных держателей карточек о возможном мошенничестве и напомнить правила безопасности, говорит начальник отдела мониторинга операций Альфа-банка Владимир Бакулин. Получив sms о любых проблемах с картой, надо перезвонить в банк и узнать, что случилось и как действовать, советует Дворовых. Один из клиентов Промсвязьбанка позвонил по указанному в sms номеру, но, когда его попросили продиктовать номер карты, положил трубку, рассказывает она. Не стоит перезванивать по указанному в sms номеру и тем более давать реквизиты карточки, предостерегает Бакулин. Он советует сохранить сообщение и предупредить о нем банк, чтобы можно было расследовать этот случай.

Рекомендации ФБР и OFT

Чтобы не стать жертвой мошенничества: – не отвечайте на письма, звонки и sms от неизвестных адресатов и тем более не раскрывайте им информацию о себе, своих близких и финансах; – не открывайте прикрепленные к сомнительным письмам файлы: они могут содержать вирусы; – не посылайте деньги, даже если письмо выглядит документом государственного органа или компании.