Игроки: Шанс войти в историю
Многие компании в связи с финансовым кризисом сократили спонсорскую поддержку культурных мероприятий. Поэтому молодые художники и другие культурные деятели в поисках денег все чаще будут рассчитывать на частные лица. И предпосылки для этого уже складываются – увеличивается число благотворительных аукционов, происходит переориентация с корпорации на конкретное лицо, спонсирующее мероприятие.
Музей «Permm»
создан в 2009 г. как продолжение и развитие выставки «Русское бедное», организованной усилиями Марата Гельмана, сенатора Сергея Гордеева, администрации Пермского края.
Постепенно просыпается и интерес частных благотворителей к провинции. Поддержать культурное событие в регионах или дать шанс творческой личности попасть из небытия под свет софитов – так можно и в историю войти. Ведь пока интерес спонсоров в провинции невысок – там затраты на мероприятие сопоставимы с московскими, а отклик СМИ значительно ниже. К тому же сейчас велик разброс направлений благотворительности (помощь детдомам, инвалидам, одиноким пенсионерам, бездомным), так что поддерживают культурные мероприятия или начинающих дарований в основном истинные ценители искусства.
Кроме того, пока меценатов не так много, тогда как за рубежом частная благотворительность состоятельных людей – распространенная практика. Например, один из богатейших людей мира Уоррен Баффет передал 50% своего состояния ($37,5 млрд) на нужды благотворительности. Многие зарубежные бизнесмены понимают, что если им многое дано, то с них многое и спросится, поэтому активно участвуют в благотворительных проектах. Ведь они давно пришли к выводу, что завещать состояние наследникам – не лучший способ оставить след в истории. В той же Англии накопился колоссальный багаж примеров, когда наследники в течение нескольких лет разбазаривали потом и кровью заработанные миллионы. В России же история крупных капиталов пока насчитывает не так много лет. Наши богачи еще не умирали, а общество не видело, как в угаре за несколько лет спускаются родительские состояния. Когда первое наследство будет со свистом проиграно в казино, российские бизнесмены всерьез задумаются о том, что же все-таки они оставят после себя.
Пока не так много примеров, когда труды начинающего дарования востребованы рынком и обеспечивают ему безбедное существование. Прежде чем достичь признания, надо пройти долгий и тернистый путь, который часто связан с поиском спонсора или мецената. Здесь очень важно соблюдать гармоничность взаимоотношений. Не надо прогибаться под спонсора, ведь он и так получает свою выгоду – площадку для пиар-технологий (если мы говорим о культурных мероприятиях), хорошее паблисити и финансовый отчет о потраченных средствах. Если же искусство идет на поводу у политики, рынка, популярности, спонсора, творческий процесс обречен на вымирание. Поэтому важно, чтобы художник или организатор выставки не зависел от одного мецената или спонсирующей организации, иначе возникает угроза давления с их стороны. Я наблюдал немало уродливых примеров вмешательства в творческий процесс. Был даже случай, когда спонсор просил художника объявить его соавтором произведений взамен на финансовую поддержку.
Поэтому, чтобы обезопасить свое творчество от угрозы давления, нужно иметь как минимум 2–3, а лучше 10 и более источников дохода. Конечно, здесь все индивидуально, и часто отношения художника с частным благотворителем или компанией-спонсором складываются весьма плодотворно. Например, галерею XL финансирует один частный коллекционер, который никоим образом не вмешивается в творческий процесс. Но чем шире будет круг спонсоров культурного деятеля, тем независимее он будет себя чувствовать.
Человек, занятый творчеством, должен понимать, что его талант – его богатство. Ведь даже несмотря на стремительную экспансию массового творчества в интерактивном пространстве, оно не способно потеснить профессиональное искусство. Излияния в блогах или самопальный клип на Youtube – это лишь способ самовыражения. И чаще всего массовое творчество так и остается художественной самодеятельностью, забытой в сетевых архивах. Конечно, многие современные писатели начинали публиковаться в сети, так как не могли выйти на толстые журналы и крупные издательства. Из среды так называемой сетературы выросли и Линор Горалик, и Дмитрий Глуховский. Но процесс пестования талантов в интернет-пространстве нельзя поставить на поток, и случаи перехода из массового творчества в профессиональное искусство единичны.