Эксперимент за 10 млрд руб.
К 1 ноября с наших дорог должно исчезнуть 200 000 древних машин, им на смену должно прийти столько же новых. Автоконцерны надеются, что госпрограмма утилизации сработает, но покупатели пока плохо осведомленыЖивая статистика
На сайте Минпромторга можно видеть в режиме реального времени, сколько сертификатов на утилизацию еще остались нераспределенными. http://util.minprom.gov.ru/login.aspx?ReturnUrl=%2fDocs%2fsvidForm.aspx. Ведомости
Госпрограмма по утилизации автотранспорта стартовала 8 марта и продлится до 1 ноября. Чиновники и участники предпочитают называть ее «экспериментом». Ведь, по данным «Автостата», на долю автомобилей старше 10 лет (только они могут принять участие в программе) сейчас приходится около 50% автопарка страны, или более 15 млн автомобилей, а рынок утилизации автотранспорта в России совсем не развит. Заместитель гендиректора московского «Втормета» Юрий Воронцов оценивает его объем в 2 млн машин в год. Но в основном это серая и черная утилизация, после которой запчасти поступают на вторичный рынок, подчеркивает он. Вбелую из этого количества сейчас перерабатывается не более 80 000–100 000 машин в год, сетует Воронцов.
Что предлагает правительство
Принять участие в программе могут легковые автомобили и легкие грузовики (массой до 3,5 т) выпуска 1999 г. и старше вне зависимости от страны производства. Из бюджета на реализацию программы выделено 10 млрд руб., размер утилизационной премии определен в 50 000 руб. за авто. Курирует программу Минпромторг. Предполагается, что в рамках эксперимента будет утилизировано (и продано новых) 200 000 машин.
Чтобы получить утилизационную скидку при покупке нового авто, человек должен владеть сдаваемой в утиль машиной не менее года. Сам же механизм получения скидки таков: автовладелец приходит в дилерский центр, где собирается приобрести новое авто, оформляет доверенность на снятие машины с учета в ГИБДД и оплачивает затраты на утилизацию – до 3000 руб. В постановлении правительства эта цифра не прописана, но, по подсчетам министерства, именно столько необходимо компенсировать утилизатору, чтобы для него процедура не была убыточной, объясняет представитель Минпромторга. По его мнению, больше брать с клиента не заинтересованы сами дилеры, для которых это возможность повысить маржу от продаж. Так что они будут искать утилизаторов, которые способны вписаться в объявленную норму, уверен чиновник.
Далее дилер, участвующий в программе, снимает машину с учета и доставляет ее на утилизационный пункт (стоимость доставки дилеру – до 5000 руб. – после всех процедур компенсирует бюджет). Утилизатор, в свою очередь, оформляет дилеру свидетельство об утилизации (сертификат). Дилер передает этот документ в Минпромторг для получения субсидии в 50 000 руб. и оформляет клиенту скидку на такую сумму. Автовладелец, впрочем, и сам может привести свой автомобиль напрямую к утилизатору и уже с имеющимся сертификатом прийти к дилеру.
Разработчики схемы предполагали, что у покупателя приобретение нового авто взамен старого с оформлением всех документов будет составлять около пяти дней, максимум – две недели, если машину на утилизацию потребуется перевозить в другой регион, но четких сроков в программе не прописано. В первую неделю действия программы наибольшие проблемы возникли с ГАИ – в момент снятия автомобилей с учета (см. «ГАИ тормозит утилизацию», «Ведомости» № 44 от 15.03.2010). В результате компания «Авто-Гермес», например, выдала 400 сертификатов на утилизацию, но с учета на вечер 13 марта было снято всего 33 машины и не закрыто ни одной сделки.
Есть ли инфраструктура?
Списки дилеров и утилизаторов, имеющих право работать по программе, утверждает Минпромторг по перечню, представленному автоконцернами (по программе будут работать только официальные продавцы). Министерство также утверждает и список автомобилей, которые можно купить по программе. Сейчас в него входят фактически все авто, включая выпускаемые в России иномарки, производители которых взяли на себя обязательство по локализации производства.
«В целом программа нас устраивает», – замечает руководитель департамента продаж «Соллерса» Антон Карпов. Ведь Минпром после совещаний с дилерами и автоконцернами внес множество изменений в первоначально предполагавшийся порядок. К примеру, были уточнены требования к самим сдаваемым авто, напоминает он. Исчезли формулировки, указывающие на необходимость целостности кузова: теперь просто говорится, что у машины должен быть кузов или рама. У нее могут частично отсутствовать стекла, быть лишь часть глушителя. Но появилось обязательное требование наличия панели приборов и сидений, руля и педалей. «Это необходимо, чтобы в утилизацию не привозили одни номера от авто», – согласен с чиновниками Карпов.
Наибольшие проблемы для реализации программы ожидаются из-за слабой инфраструктуры по утилизации автотранспорта. Ведь даже в Москве и Московской области шредерные установки для переработки металлолома есть только у трех компаний, отмечает Воронцов. Также по одному предприятию с таким оборудованием имеется в Краснодаре, Новосибирске и Санкт-Петербурге. Для сравнения: во Франции, автопарк которой сравним с российским, – 40 шредерных заводов; в Германии – 47.
«Никто не говорит, что у нас уже есть такие же высокотехнологичные центры по утилизации, как в Европе, – согласен директор департамента автопрома и сельхозмашиностроения Минпромторга Алексей Рахманов. – Но на первом этапе этого, возможно, и не требуется». То, что в Европе делается автоматически, у нас пока может делаться вручную, считает он. Вдобавок в России все же есть довольно технологичные утилизаторы, как тот же «Втормет», «Втормет НЛМК», у которого кроме Подмосковья 35 центров по всей России, есть площадка и в Самаре, напоминает Рахманов.
На начало февраля заявки на участие в программе подали 306 утилизаторов, добавляет другой представитель Минпрома. Министерство выбрало из них 153 компании, работающие в 49 регионах. Этот список будет еще расширяться, считают чиновники.
Переработать 200 000 машин – не проблема, согласны и сами компании-утилизаторы, и автопроизводители. Компенсации в 5000 руб., которую Минпром дает за доставку авто до утилизатора, достаточно, чтобы перевезти машину на 200 км, замечает Карпов. И если в каком-то регионе нет инфраструктуры, машину можно доставить в соседний. «Соллерсу» вообще повезло: в Ульяновске у УАЗа есть собственная «дочка», которая будет участвовать в программе, – «УАЗ вторресурс».
А мощностей крупных центров, имеющихся в стране, для эксперимента достаточно. «Втормет» уже сейчас перерабатывает около 30 000–35 000 машин в год, говорит Воронцов, а шредерная установка предприятия способна ежегодно утилизировать около 180 000–200 000 машин (50 в час). Производственные мощности ПО «Вторчермет НЛМК» позволяют перерабатывать около 500 000 машин в год, рассказывает представитель НЛМК. Причем 30 000–50 000 машин может утилизироваться только на площадках «Вторчермет НЛМК центра» в Подмосковье: компания недавно ввела в строй немецкую шредерную установку Lindemann ZZ (Zerdirator) 190. Еще одна шредерная установка готовится к монтажу на предприятии ПО «Вторчермет НЛМК» в Свердловской области, рассказывает собеседник «Ведомостей».
Впрочем, Минпром рассчитывает, что процесс утилизации затронет не только металл. «Мы полагаем, что исходя из того что использование определенных типов материалов в России не регламентировано, в среднем уровень утилизации одного автомобиля по этой программе будет достигать 70%», – резюмирует Рахманов. Утилизацией шин, пластиков, масел и прочих отходов будут заниматься утилизаторы опасных отходов, с которыми заключены соответствующие договоры о сотрудничестве, говорит представитель НЛМК. В частности, по Московской области заключены договоры с ООО «Исттехком» и ООО «Истраэкология», отмечает он. «Втормет» договаривается о переработке шин с Чеховским регенераторным заводом, ищут партнера и для переработки аккумуляторов, говорит Воронцов.
«Вторчермет НЛМК» также рассматривает возможность организации самостоятельной утилизации части неметаллических отходов. Но во многом это будет зависеть от того, насколько активно будет развиваться система утилизации автотранспорта, выстраиваться ее инфраструктура, добавляет представитель НЛМК. И он, и Воронцов признают, что интерес их компаний к участию в эксперименте связан с надеждами на то, что он даст стимул для развития этого бизнеса в стране. Ведь сейчас в общем объеме переработки «Вторчермет НЛМК» на автотранспорт приходится только 5–10%, замечает представитель компании. А с учетом старости отечественного автопарка цифра могла бы быть гораздо больше.
Но создание современных комплексов по утилизации авто требует больших инвестиций, объясняет Воронцов. Они могут колебаться от нескольких десятков миллионов долларов и выше. Вкладываться в ту же шредерную установку оправданно, если вы перерабатываете не менее 50 000 машин в год, согласен Рахманов. «Если бы занимались только авторесайклингом, то мы бы не были прибыльными. Другие бизнесы позволяют нам зарабатывать маржу на авторесайклинге в 10%», – добавляет Воронцов. Ведь сам процесс утилизации довольно затратный – на переработку одного автомобиля требуется 7000–7500 руб., оценивает он.
Впрочем, главная цель программы – поддержка продаж автомобилей, подчеркивает Рахманов. «Нужно сделать утилизацию выгодной для населения. До конца этого года мы намерены поставить несколько вопросов: к примеру, мы убеждены, что транспортный налог целесообразно дифференцировать в зависимости от экологического класса и возраста автомобиля», – говорит Рахманов. «За утилизацию, как и везде, должен платить производитель. Без этого утилизация стекла, шин и прочего невыгодна», – убежден Воронцов. В Европе, к примеру, как только автомобиль выходит за пределы завода, с производителя взимается утилизационный сбор, он идет в специальный фонд, из которого потом осуществляется поддержка утилизаторов, объясняет он.
Надо объяснять
Несмотря на то что покупатели знают о госпрограмме по утилизации автотранспорта, уровень осведомленности о ее деталях низкий, констатирует руководитель исследовательского департамента компании «Маркетинговые и инвестиционные проекты» Екатерина Шпак. В феврале ее компания провела исследование, которое выявило, что о программе слышали 74% опрошенных автовладельцев Москвы и Московской области, но из владельцев авто старше 10 лет участвовать в ней точно планировали лишь 13% респондентов, тогда как 48% она была неинтересна. Три основные причины: людей устраивает старый автомобиль; нет денег на покупку нового; не устраивает размер скидки. Вдобавок большая часть населения не понимает, как программа будет работать, замечает Шпак. По ее словам, самые распространенные мифы: сдавать на утилизацию и купить по программе можно только отечественные автомобили; население считает, что сдать можно только вышедший из эксплуатации автомобиль, а не тот, который все еще на ходу.
Схожие данные дало и февральское исследование ВЦИОМ. По его данным, в программе не хотели принимать участие 58% владельцев старых авто. 37% из них называют в качестве причины неподходящие условия, 14% не понимают, как будет работать программа. Так что без разъяснительной или рекламной кампании не обойтись, замечает Шпак.
Минпром в то же время отдельной рекламной кампании под программу не планирует, говорит его сотрудник. Министерство просто размещает полную информацию по эксперименту на своем сайте в интернете и активно рассказывает о нем в СМИ.
Зато разъяснительную работу с населением собираются проводить сами автоконцерны и дилеры. «С середины февраля «Соллерс» запускает рекламную программу на сайте, в которой также будет сказано о возможности получить премию за утилизацию», – говорит Карпов. У Ford на сайте такая информация уже есть.
Ожидания концернов
Самые большие надежды связывают с экспериментом автопроизводители. А наибольший эффект будет достигнут вместе с госпрограммой по субсидированию кредитов (государство финансирует 2/3 ставки рефинансирования ЦБ по кредитам), отмечают представители Volkswagen и «Соллерса».
К примеру, «Соллерс» в рамках программы рассчитывает продать около 2100 шт. UAZ Hunter и Patriot (их общий план продаж на этот год – 45 000 шт., из них 6500 – на экспорт). «Покупатель сдает старое авто и получает сертификат на скидку в 50 000 руб., – разъясняет Карпов. – В дополнение к этому мы сами будем предоставлять скидку в 3% при покупке автомобиля в кредит. По УАЗу это получается около 15 000 руб. Наконец, покупатель может взять льготный кредит с госсубсидией. В итоге покупатель покупает авто по минимальной ставке кредита, да еще и с общей скидкой в 75 000 руб. А если он живет на Дальнем Востоке, где транспортировка дотируется, то общий эффект для него при покупке «УАЗа» по сравнению с ценами 2009 г. может дойти до 150 000 руб.». При средней цене Hunter в 375 000 руб., а Patriot –в 500 000 руб., это неплохо, уверен он.
У Ford премия за утилизацию суммируется со специальными предложениями компании, говорится на ее сайте. Так что дополнительная экономия при покупке Ford Focus составит до 80 000 руб., а Mondeo – до 100 000 руб. Также Ford специально под программу утилизации намерен запустить в производство на своем заводе новую комплектацию Focus Limited Edition, говорит представитель автоконцерна Анна Капитонова. Машина будет оснащена бензиновым двигателем объемом 1,4 л, пятиступенчатой механической коробкой передачи, АБС, иммобилайзером. Выпускаться она будет в трех типах кузова: трех- и пятидверные хетчбэки и седан. Стоить машина будет от 439 000 руб, а с учетом утилизационной скидки – 389 000 руб., что очень выгодно, замечает Капитонова, причем доступен автомобиль будет только в рамках этой госпрограммы. Сколько машин Ford рассчитывает продать в рамках программы, Капитонова не говорит.
«Программа рассчитана в первую очередь на покупателей автомобилей массового сегмента, но такие есть и в модельном ряду наших марок», – замечает представитель Volksawagen. «В этом году мы запустим в производство новый седан Volkswagen (на базе Polo. – «Ведомости») и заинтересованы в том, чтобы этот автомобиль продавался с помощью новой программы», – сообщил он. Renault же рассчитывает на увеличение продаж недорогих автомобилей – Logan, Sandero, Symbol, говорит его представитель.
Но наибольшего эффекта для себя ожидает «АвтоВАЗ». Концерн хочет продать по программе до 100 000 автомобилей, сказал вице-президент «АвтоВАЗа» Максим Нагайцев. Для участия в госпрограмме из 400 дилеров «АвтоВАЗ» уже отобрал 124 претендента; еще 30 компаний – в резерве, замечает он. Также завод решил специально под программу утилизации снизить цену на базовые комплектации. С учетом премии Lada 2105 будет продаваться по 99 000 руб. (было от 163 576 руб.), а Lada Kalina – по 199 000 руб. (было от 256 90 руб.).
Представитель ГАЗа оценить рост продаж автоконцерна в абсолютных величинах не берется. Но он надеется, что это не менее 12% благодаря тому, что правительство Нижегородской области еще в прошлом году запустило свою утилизационную программу и она продолжится вместе с федеральным экспериментом. Суть в том, что Нижний Новгород также дает премию в 50 000 руб. при утилизации авто старше семи лет и покупке нового авто, выпущенного в области. Так что в сочетании местной и федеральной программ скидка при покупке «Газелей» и «Соболей» будет равна 100 000 руб. Для сравнения: «Газель-эконом» стоит около 260 000 руб., а новинка завода – «Газель-бизнес» (продажи стартовали в конце февраля) – около 400 000 руб.
Что получат дилеры
Дилеры, как и автоконцерны, заинтересованы в программе из-за возможности увеличить продажи. К 8 марта, по данным Минпромторга, в программе зарегистрировано 1569 дилеров.
Но для продавцов программа может оказаться более сложной, чем для автопроизводителей. «У дилеров будет возникать определенный кассовый разрыв: с момента отправки ими документов на утилизацию в Минпром до получения компенсации за транспортировку авто, по нашим подсчетам, будет проходить около 1,5 месяца, – рассказывает Карпов. – Мы попросили Минпром создать интерактивный сайт для дилеров, где дилер видел бы процедуру проверки документов, такой портал разрабатывается. Но если мы поймем, что так система не работает, то будем брать этот груз на себя и сами компенсировать дилеру затраты, а документы на утилизацию брать на себя». «АвтоВАЗ» для решения этой проблемы предложил Минпромторгу другой рецепт: включить себя в список утилизаторов. Завод не собирается перерабатывать машины, но хочет сам выдавать сертификаты, подтверждающие сдачу транспортных средств на утилизацию.
Сами дилеры, впрочем, большой проблемы с задержкой выплат компенсаций не видят. Те, кому критичен рост продаж, вполне могут позволить себе на 1–1,5 месяца прокредитовать покупателя, замечает президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Дмитрий Гулин. Проблемы могут возникнуть, только если будут возникать более длинные задержки платежей из бюджета, считает он, но Минпромторг вроде бы заинтересован в четком исполнении программы. Также, по мнению Гулина, такое кредитование покупателя может быть выгодно не по всем маркам. В случае с Lada это нормально, а вот с Logan могут возникнуть проблемы, ведь дилеров у Renault все больше, а машин они выпускают столько же, на рынке дефицит, рассуждает он.
А идея «АвтоВАЗа» о включении себя в список утилизаторов не нравится перерабатывающим компаниям. «Я даже противник того, чтобы в этой цепочке были дилеры. Процесс становится менее прозрачным», – говорит Воронцов. «Мы сейчас готовим клиентский модуль из трех компьютеров. На двух будут работать наши сотрудники. На третьем – сотрудник ГИБДД, мы уже ведем переговоры с инспекцией на этот счет. Тогда клиент получит возможность снять авто с учета у нас и прямо сразу же передать его на утилизацию. Мы тут же направляем машину на шредер. Никакие злоупотребления в такой цепочке невозможны», – резюмирует он.