Деньги на выброс
В борьбу за право заработать на экологическом обновлении собственных производств вступило множество крупных российских компаний: заявок подано на в 2,5 раза больший объем парниковых газов, чем у Сбербанка имеется квотЗаявки подали «Роснефть», СУЭК, En+, ММК, ТМК, ОГК-4, ОГК-5, Архангельский ЦБК, ТНК-ВР, Evraz, рассказывают несколько человек, близких к Сбербанку. «В целом качество документов высокое, а заявки серьезные», – констатирует сотрудник банка. Абсолютное большинство заявителей проявили социальную ответственность, радуется он: полученные от продажи квот деньги они обещают инвестировать в новые проекты по сокращению выбросов. Компании, заявки которых не будут одобрены на этом конкурсе, смогут подать заявки на следующий, который, по данным «Интерфакса», может быть объявлен в мае. «Первый конкурс – возможность определить лучших и сказать остальным, чтобы ориентировались на них», – заключает сотрудник Сбербанка.
В пятницу вечером Сбербанк завершил прием заявок от российских компаний, сокративших или желающих сократить на производствах выброс парниковых газов и продать высвободившиеся объемы превысившим квоту иностранным компаниям. Банк занимается отбором таких проектов по поручению Минэкономразвития. На конкурсе будет продано 30 млн углеродных единиц, каждая из которых эквивалентна 1 т СО2. Подано 44 заявки на 75 млн единиц, говорит представитель Сбербанка, часть из них после проверки на соответствие требованиям может быть отклонена.
Каждая заявка – проект компании по сокращению выбросов парниковых газов на каком-то из своих производств, рассказывает независимый эксперт Артур Локомет, допущенные к конкурсу проекты будут опубликованы на сайте Сбербанка, оценены в течение 45 дней и представлены на суд экспертного совета банка. Совет даст заключение по каждому из них, решение – за Минэкономразвития, которое на основании заключений одобрит или не одобрит проект. Поддержанным проектам будет придан специальный статус, и при сокращении выбросов компании смогут получить на специальный счет углеродное единицы. Средняя цена 1 единицы – около 10 евро, знает Локомет. Исходя из этой оценки на продаже 30 млн единиц можно заработать 300 млн евро.
«Роснефть» подала три заявки. Это утилизация попутного газа на Комсомольском и Хасырейском месторождениях, а также Харампурской группе месторождений, рассказывает сотрудник компании, все вместе проекты предусматривают сокращение 10 млн единиц, т.е. «Роснефть», если все их одобрят, сможет заработать около 100 млн евро. Представитель компании это не комментирует.
Проект En+ Group предусматривает замену шести рабочих колес гидроагрегатов на Братской ГЭС, говорит представитель компании. ГЭС сможет вырабатывать больше электроэнергии, используя тот же объем воды, и тем самым замещать энергию угольных электростанций региона, объясняет он: «Экономия – 4 млн единиц». Таким образом, доход – около 40 млн евро.
ММК первым подал заявку на участие в конкурсе – еще 18 февраля, подчеркивает представитель компании, комбинат хочет реализовать квот на 7 млн единиц, а вырученные средства (около 70 млн евро) потратить на углубление использования вторичных ресурсов.
СУЭК представит проекты по утилизации шахтного метана на пяти шахтах в Кузбассе, говорит ее представитель: «При добыче угля выделяется метан, который вместо сжигания будет поставляться на электростанцию для выработки энергии». В СО2-эквиваленте сокращение выбросов за 2010–2012 гг. составит 11 млн т. Доход может составить около 110 млн евро.
ТНК-BP и «Лукойл» представили проекты по утилизации попутного газа, говорят их представители, не сообщая объемов сокращаемых выбросов. У «Лукойла» есть еще один проект – по замене печей на Пермском НПЗ, сообщает представитель компании.
Комментарии в остальных компаниях получить не удалось.
В превышении спроса над предложением нет ничего удивительного, считает директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин, еще подсчеты Минэкономразвития показывали, что проектов имеется на сумму более 100 млн единиц. Организаторы зря объявили тендеры и тем более зря – всего на 30 млн, ни в одной стране мира нет конкурсного отбора, компании напрямую получают одобрение у правительства и выходят на рынок выбросов, рассказывает он: вот у Украины уже 20 проектов, у Чехии – 65, а в России – пока ни одного. Сейчас на международном рынке можно продать более 200 млн т на сумму около 2 млрд евро и время для продаж удачное: сократилось предложение от китайцев и индусов из-за свертывания их проектов вследствие кризиса, заключает Юлкин.
Через конкурс государство может эффективно контролировать проекты с точки зрения общеэкономических интересов – повышение энергоэффективности, применение лучших практик и т.п., объясняет Сергей Ситников из Baker & McKenzie: «Без конкурса компаниям легче, но тогда и эффект для государства может оказаться меньше».
Продажа углеродных квот позволит получить инвестиции для модернизации производств, радуется Локомет: в конкурсе приняли участие уже действующие проекты, давно претендовавшие на поддержку, просто государство никак не могло предъявить критерии отбора.
В 2012 г. истечет срок действия Киотского протокола и закончит действовать нынешняя система квотирования, напоминает гендиректор инвесткомпании «Евроэнергосбережение» Сергей Васильев, и бизнесу уже сейчас нужно готовиться к изменению правил игры: с 2013 г. скорее всего будет действовать государственная модель, правительства будут торговать квотами самостоятельно, а полученные деньги тратить на сокращение выбросов. Деньги напрямую от властей будут получать компании, готовые предложить проекты с наименьшей ценой за углеродную единицу либо наиболее интересные с точки зрения развития экономики конкретного государства, заключает Васильев.