Праздник протеста


Иран охватила новая волна антиправительственных протестов. Они начались в воскресенье: в этот день страна отмечала важнейший шиитский праздник Ашура, который совпал с седьмым днем после кончины давнего критика режима аятоллы Хосейна Али Монтазери. Уже днем праздничные шествия в Тегеране переросли в беспорядки: протестующие стали забрасывать госучреждения камнями. В ответ полиция открыла по толпе огонь на поражение, сообщил иранский веб-сайт Jaras со ссылкой на представителей иранской оппозиции. Полиция утверждает, что для разгона применялся лишь слезоточивый газ.

Точное число жертв неизвестно: по данным официального Press TV, в воскресных беспорядках погибли 15 человек, по словам оппозиционеров, жертв намного больше, так как власти прячут тела погибших в попытке скрыть следы огнестрельных ранений. Среди убитых оказался и племянник видного иранского оппозиционера Мира Хосейна Мусави, боровшегося на выборах в июне за президентское кресло с президентом Махмудом Ахмадинеджадом.

Обвинения в фальсификациях на выборах спровоцировали летом крупнейшие с исламской революции 1979 г. протесты в Иране. Вслед за ними власти ввели запрет на вещание в стране иностранных и ряда оппозиционных СМИ. Он все еще в силе. Телеканал Dubai TV, журналистка которого освещала воскресные события в Тегеране, заявил вчера о ее пропаже.

Уже в воскресенье протесты перекинулись в другие города. На улицы Кума, Исфахана, Арака, Шираза вышли несколько тысяч человек, сообщает сайт Rah-e-Sabz. Вчера беспорядки продолжились, несмотря на введенный властями запрет на митинги. В нескольких местах возвели баррикады.

Власти ответили массовыми арестами: к вечеру воскресенья полиция отрапортовала о задержании 300 человек. Вчера к ним добавились многие видные оппозиционеры: экс-министр иностранных дел Ирана Ибрагим Язди и три советника Мусави.

Процесс смены режима в Иране запущен безвозвратно, уверен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский: «Режим Ахмадинеджада выстоит, только если ему хватит жесткости. Если он ограничится полумерами, то в течение 10–12 лет мы увидим падение режима». Директор Центра исследований современного Ирана Раджаб Сафаров заверил «Ведомости» в обратном: у оппозиции нет харизматичного лидера, единого центра силы и эффективной системы управления и революции в ближайшее время не случится.