Автомобили не вывозят бюджет

Экономику Нижегородской и Самарской областей буквально подорвали два автогиганта – ГАЗ и «АвтоВАЗ». Автозаводы, а с ними и регионы будут выживать по-разному. «АвтоВАЗ» потратил 25 млрд руб., полученных от государства через «Ростехнологии». ГАЗ до сих пор ждет обещанных госгарантий на 20 млрд руб., чтобы реструктурировать долги
Д.Гришкин
Д.Гришкин

Самарская область – один из немногих регионов с бездефицитным бюджетом на 2010 г. По сравнению с бюджетом этого года доходная часть увеличена на 3,142 млрд руб., расходная уменьшена более чем на 6 млрд руб., обе составляют по 60,142 млрд руб. Мера вынужденная: область может рассчитывать только на собственные доходы, которые на 97,6% состоят из налоговых поступлений, констатировал областной министр финансов Павел Иванов. Драматическое – более чем в полтора раза – падение налоговых доходов обнаружилось уже в первые два месяца 2009 г.: в казну поступило чуть более 4,67 млрд руб. (-53% к прошлогоднему уровню), и в марте пришлось сократить доходы на 37,5% и расходы на 34,6%. Министр инвестиций Габибула Хасаев заявил, что «наиболее проблемной сферой для области стало машиностроение». Прежде всего, это «АвтоВАЗ».

В ВРП Самарской области на долю промышленности приходится свыше 36%, в том числе обрабатывающих производств – 19,8%. По самым пессимистичным прогнозам мининвестиций, в начале года сокращение производства автомобилей не должно было превысить 30% к уровню 2008 г., в действительности получилось почти вдвое. По данным Самарастата, за 11 месяцев в области произведено 286 876 автомобилей (минус 63,9% от аналогичного периода 2008 г.). Основной производитель за это время собрал в Тольятти 266 648 Lada (-64,1% к аналогичному периоду 2008 г.), а с учетом декабрьского плана по итогам года выйдет на 291 248 Lada (-63,4% ). План на 2009 г. завод менял дважды: сначала планку опустили на 40% до 590 000, затем заявили, что продадут лишь 340 000 авто и производство будет соответствующим. Завод в январе останавливал конвейер дважды, а в сентябре вдвое сократил рабочую неделю на конвейере без оплаты простоя. По словам мэра Тольятти Анатолия Пушкова, уровень жизни в городе снизился на треть: почти четверть трудоспособного населения работает на автозаводе, а вообще на него завязана половина жителей. Властям пришлось в срочном порядке организовать общественные работы для 10 000 вазовцев. На общественные работы и две новые вазовские «дочки» («АвтоВАЗ перспектива» и «Реформинг центр») область в общей сложности получила 3,4 млрд руб.

Сама область в 2010 г. не может увеличивать траты: нужно погашать займы, а резервов нет, говорит Иванов. На обслуживание госдолга области (24,423 млрд руб.) запланировано 1,898 млрд руб.

По словам аналитика ИК «Финам» Константина Романова, Самарская область «с высокой вероятностью» сможет удержать бюджет бездефицитным: поддержкой «АвтоВАЗа» займется федеральный центр. Бюджет станет дефицитным независимо от ситуации на «АвтоВАЗе», считает член бюджетного комитета губернской думы Михаил Матвеев. Бездефицитный бюджет – тактический ход властей, уверен он. Закон разрешает бюджетный дефицит в 10%, а значит, в запасе 6–7 млрд руб., на которые может быть увеличена расходная часть, отмечает депутат.

В Нижегородской области, по данным Нижегородстата, индекс промпроизводства по итогам 11 месяцев – 72,3% от января – ноября 2008 г., особенно заметно снижение выпуска легковых автомобилей (индекс – 9,1%) и грузовиков (26,3%). То и другое производят исключительно предприятия группы ГАЗ.

ГАЗ рассчитывает выпустить около 70 000 автомобилей по итогам года, сообщил вчера «Ведомостям» представитель компании. По данным АЕБ, за 11 месяцев продажи автомобилей ГАЗ составили 52 285 шт., или на 42% меньше, чем год назад.

В кризис ГАЗ вошел с долгом в 40 млрд руб. В конце 2008 г. компания начала жить по антикризисной стратегии: снижение издержек, выпуск более дешевой продукции («Газель-эконом»), увеличение объемов продаж, говорит областной министр промышленности Николай Сатаев. Уже первое полугодие 2009 г. для ГАЗа стало безубыточным, производство подстроили под сниженные объемы продаж, утверждает представитель группы. Без убытков от операционной деятельности компания рассчитывает закончить и весь год, сообщил Сатаев.

В сентябре 2008  г. – мае 2009 г. с нижегородской площадки ГАЗа было уволено 10 700 человек, осенью компания заявила об увольнении 6000. Еще для 3000 человек группа организовала переобучение, гарантирующее работу в пределах компании. Оставшиеся работники вынуждены были мириться с частичной занятостью. Новогодние каникулы в 2009 г. продлились до 19 января, затем нижегородская площадка начала работать три дня в неделю в одну смену, лишь в июле группа заявила о возвращении к пятидневной работе основных производств, а в ноябре – о шестидневке в две смены.

В благополучные годы ГАЗ приносил до 4% налоговых доходов консолидированного бюджета области, в 2009 г. это будет менее 1%, сообщил чиновник областного правительства, отказавшись назвать абсолютные цифры. В 2009 г. областной бюджет правили четырежды, под занавес – 15 декабря – доходы сократили на 864 млн руб. до 77,8 млрд руб., в том числе прогноз поступлений по налогу на прибыль снизили на 1,332 млрд до 37,41 млрд руб. Бюджет исполняется с беспрецедентным для области дефицитом: по итогам 11 месяцев – 7,9 млрд руб. (10,6% расходов).

До кризиса 70% объема обрабатывающих производств приходилось на автомобилестроение наряду с металлургией и нефтепереработкой, сейчас нужна диверсификация экономики, чтобы область меньше зависела от крупных предприятий, говорил губернатор Валерий Шанцев в послании к законодательному собранию 22 декабря. Спасение он видит в развитии пищевой промышленности, меньше всего пострадавшей от кризиса, и в развитии малого бизнеса. В первом полугодии малые предприятия принесли в бюджет области 1,976 млрд руб. – около 6% собственных доходов консолидированного бюджета. Это уже больше, чем от группы ГАЗ, признался «Ведомостям» чиновник областного минфина.