Страховой рынок: Новый локомотив страхования
Развитие бизнеса страхования жизни – как, впрочем, и любого другого бизнеса – следует сегодня рассматривать в контексте экономических приоритетов России. Прежде всего это восстановление роста ВВП и диверсификация экономики, снижение уровня инфляции и зависимости от внешних займов, привлечение долгосрочного неспекулятивного капитала на фоне укрепления финансовой инфраструктуры и роста капитализации банков. В развитых, а в ряде случаев и развивающихся, экономиках страхование жизни уже давно и вполне успешно помогает решать эти задачи. Вот всего несколько цифр.
ЗАО «Страховая компания Алико»
до 10 июля 2009 г. ЗАО «Страховая компания АИГ Лайф», работает в России с 1994 г. и специализируется исключительно на страховании жизни и здоровья. В первой половине 2009 г. около 1500 семей получили от компании по полисам страхования жизни и страхования от несчастных случаев и болезней выплаты на общую сумму более 730 млн руб. Все это позволило «Алико» занять, по официальным данным ФССН за 2008 г., первое место на рынке страхования жизни в России.
В экономике ряда западных стран доля страхования превышает 10%, а надо помнить, что большая часть индустрии страхования в развитых странах – это именно страхование жизни. В США, например, его доля в общей страховой премии составляет 51%, а в странах Евросоюза и того больше – 61%. Если же говорить о длинных деньгах, которые так необходимы для развития экономики, то активы, накопленные страховыми компаниями и фондами на Западе, достигают 80–90% от ВВП этих стран. И львиная доля этих активов, естественно, накоплена компаниями по страхованию жизни. Осталось добавить, что только в Евросоюзе страховые компании дают работу более чем миллиону человек; еще около миллиона заняты в связанных со страхованием бизнесах.
В России ситуация совершенно иная. Страхованием жизни здесь охвачено сегодня всего порядка 3% населения, и его доля в совокупной страховой премии всех видов страхования составляет всего 2%. Конечно, у такой ситуации вполне объективные предпосылки и связаны они с особенностями развития российского рынка вообще и страхового в частности. Рынок развивался за счет обязательных видов страхования – ОСАГО и медицинского. Вторым фактором стала потребность в обслуживании резко возраставшего потребления, вызвавшего рост страхования, связанного с кредитами – ипотечными, автомобильными, потребительскими. На бурно развивавшемся рынке многие компании стремились повысить свою капитализацию за счет безудержного, не всегда подкрепленного реальными экономическими возможностями роста. Это выражалось в агрессивном продвижении в регионы, предпочтении наиболее привлекательных и потому более рискованных линий бизнеса. Компании не уделяли должного внимания развитию собственной дистрибьюции, зато охотно демпинговали в борьбе за крупных корпоративных клиентов и занимались перекупкой кадров вместо их выращивания.
И все же реальное (без учета кредитного) страхование жизни в последние пять лет росло весьма впечатляющими темпами – эксперты сходятся на цифре 40–50% в год. На рынке произошло несколько положительных событий, и одним из важнейших стало отмирание зарплатных схем, которые были настоящей раковой опухолью. Кроме того, в 2004 г. рынок был открыт для европейских страховых компаний, что привело к возникновению реальной конкурентной среды. И наконец, были оптимизированы налоговые нагрузки, в течение многих лет фактически сводившие на нет стимулы к развитию, а в 2007 г. страхование жизни и «нежизни» были разделены, и бизнес окончательно оформился как отдельный сегмент экономики.
Тернии на пути
Что же сдерживает развитие рынка страхования жизни – столь важного и эффективного, как показывает пример развитых экономик, фактора финансовой устойчивости и экономического роста?
Во-первых, отрицательные реальные процентные ставки, которые стимулируют траты, а не сбережения. Судите сами, в последние 3–4 года инвестиции в государственные ценные бумаги давали 7% годовых при инфляции в 11%.
Во-вторых, отсутствие реальных налоговых стимулов. В-третьих, недостаток профессиональных кадров. К сожалению, хорошо подготовленных специалистов в области страхования жизни у нас мало. И страховые компании зачастую предпочитают за них бороться, драться и перекупать друг у друга – вместо того чтобы выращивать.
В качестве четвертого фактора следует отметить отсутствие эффективного органа защиты интересов страховой индустрии. Всероссийский союз страховщиков в том его виде, в котором он существовал в последнее время, был по большей части нацелен на решение вопросов компаний, занимающихся страхованием «нежизни». В результате Россия де-факто имела две ассоциации, занимающиеся автострахованием – ВСС и Российский союз автостраховщиков.
Каким же образом можно способствовать росту российского рынка страхования жизни?
Во-первых, нужно ясно осознать его роль в обеспечении роста и диверсификации экономики в целом. И заключается она в первую очередь в сохранении потенциала опережающего роста. Если в последние предкризисные годы бум переживали виды страхования, связанные с бурным всплеском потребления, то новым локомотивом страховой отрасли может стать именно страхование жизни, обслуживающее растущие сбережения. И не только страховой. Рост сбережений снижает инфляционное давление, а страховые компании и фонды способны стать основными институциональными инвесторами, поставщиками длинных денег, которых сейчас так не хватает экономике, испытывающей зависимость от краткосрочного спекулятивного капитала.
Не следует забывать и о том, что страхование жизни – реальная альтернатива для среднего класса обеспечить свое будущее, эффективное дополнение к государственной системе социальной защиты и пенсионного обеспечения. В конце концов, это сотни тысяч новых рабочих мест.
Однако, для того чтобы имеющийся сегодня потенциал реализовался, нужны вполне конкретные шаги.
Новая программа
Первый – налоговое стимулирование долгосрочных накопительных программ. В самом деле, почему пенсионное обеспечение имеет льготы – по крайней мере может включать социальный вычет, а долгосрочное страхование жизни – нет?
Второе. Весь мир уже практикует такой современный вид страхования, как паевое страхование жизни, как это называют у нас, или по-английски unit-linked. Такое страхование жизни с инвестиционной составляющей позволяет страховщикам инвестировать не только в государственные ценные бумаги, но и играть на фондовом рынке, зарабатывая большую доходность для своих клиентов. Сегодня, к сожалению, российское законодательство не позволяет страховщикам предложить населению такие продукты, и первым шагом могло бы стать соответствующее изменение закона о страховом деле, который сейчас обсуждается. Безусловно, дело не ограничится этим: нужно будет и дальше регулировать этот вопрос – в частности, менять Налоговый кодекс. Но если сегодня не сделать первый шаг, то решение проблемы снова отодвинется на долгие годы.
Разумеется, это далеко не все. Есть еще вопросы участия страховщиков в пенсионной реформе на этапе выплаты аннуитетов по добровольному и обязательному накоплению. Есть проблема открытия рынка страхования для иностранцев, способных придать новый импульс формированию здоровой конкурентной среды, с тем чтобы страхователи могли выбирать тот продукт и такого качества, который им действительно интересен.