Герои нашего времени
В этом году на счету премии «Дебют» по крайней мере одно открытие: замечательная ориентальная повесть Алисы Ганиевой о ДагестанеВ десятый раз вручены птички «Дебюта» – премии для авторов до 25 лет. Странное дело, уже во время трансляции записанных накануне церемонии речей финалистов не покидало ощущение удивительной зрелости большинства выступавших. Эти мальчики-девочки формулируют ясно, в камеру глядят твердо, улыбаются проницательно. Впечатление зрелости подтвердилось и при чтении их текстов.
В номинации «крупная проза» жюри, в которое в этом году вошли филолог Дмитрий Бак, прозаики Захар Прилепин и Александр Иличевский, поэт Ирина Ермакова, драматург Михаил Угаров, присудило заслуженную победу повести «Салам тебе, Далгат!» Гуллы Херачева, под маской которого скрылась молодой критик Алиса Ганиева. Это повесть о Дагестане, герой которой движется в плотной, шумной, по-восточному велеречивой, по-уличному грубой толпе персонажей, гомонящих на смеси аварского, русского и бандитского. Сюжет здесь едва намечен, потому что предметом изображения становится речь, обертоны которой Ганиева слышит с чуткостью профессионального филолога, речь – и само существование израненной, стремительно рвущей со своим прошлым и все-таки живой республики.
Не менее четок и почерк победителя в номинации «малая проза» Полины Клюкиной из Перми, пишущей жесткие, но сентиментальные рассказы о больных детях, юродивых взрослых и потерявших память старушках. В пограничное пространство помещает своих героев и признанная лучшим драматургом Анна Батурина (Екатеринбург), ее пьеса «Фронтовичка» – о женской растерянности в послевоенном раздрае. В номинации «поэзия» награждены стихи уроженки Сыктывкара Екатерины Соколовой («Легкий валдайский звон в мертвой немецкой зиме, / где у людей и деревьев заострены черты. / Ничто на тебя не смотрит, всё остановлено, / движешься только ты»), которая пишет не ярче, но и не бледней, чем сегодня принято. Наконец, лучшим эссе было признано «Поколение «Я» москвича Евгения Табачникова – размышления о поколении нынешних 20-летних, разумеется уже во всем разочарованном и до смешного напоминающем героев лермонтовской «Думы».