"Не прибыль японских банков слишком низка, а европейских – слишком высока"
Глава крупнейшего японского банка – Mitsubishi UFJ Financial Group Нобуо Куроянаги всю жизнь трудился в этом банке. Это чисто японская привычка не менять место работы. Но традиционным японским банкиром назвать его нельзя: он азартен, любит рисковать, периодически будоражит рынки смелыми сделками. Именно Mitsubishi UFJ Financial Group в разгар кризиса потряс деловой мир покупкой 21% акций Morgan StanleyMitsubishi UFJ Financial Group
Финансовая группа. Консолидированные финансовые показатели (US GAAP, за финансовый год, закончившийся 31.03.2009): выручка – $41 млрд, чистый убыток – $15 млрд, активы – $1,95 трлн. Консолидированные финансовые показатели (японский GAAP, за финансовый год, закончившийся 31.03.2009): выручка – $57 млрд, чистый убыток – $2,6 млрд, активы – $1,95 трлн. Акционеры: 11,2% голосующих акций – в доверительном управлении Japan Trustee Services Bank, 4,2% – у The Master Trust Bank of Japan, около 80% – в свободном обращении. Капитализация – $62,5 млрд.
Наш разговор Нобуо Куроянаги начинает с рассказа о том, как он недавно путешествовал с друзьями в буковый лес в горах Шираками. Этот лес на острове Хонсю включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и является одним из последних уголков дикой природы в Японии. Куроянаги говорит, что испытал «чувство неописуемого комфорта», наблюдая, как солнечные лучи пробиваются сквозь кроны деревьев. Это воспоминание настраивает главу Mitsubishi UFJ Financial Group (MUFG) на философский лад.
«Даже если цивилизация продвигается вперед семимильными шагами, время от времени необходимо возвращаться к корням и спрашивать себя, каков наш вклад в счастье человечества, – говорит он. – Если слепо гнаться за увеличением прибыли, многое пойдет не так, как надо». Это камень в огород американских банкиров. Разразившийся в США кризис плохих долгов практически не затронул японские банки. Те слишком заняты просроченными долгами внутри страны, чтобы активно ввязываться в игры с производными от ипотечных бумаг. Но падение фондовых рынков по всему миру заставило MUFG объявить в прошлом финансовом году о чистом убытке в $2,6 млрд (по японским стандартам отчетности).
Тем не менее в кризисе можно найти и положительные стороны, говорит Куроянаги. «Считалось, что прибыльность японских банков слишком низка, но теперь ясно, что [прибыльность] западных банков была слишком высока», – доволен Куроянаги. Финансовые инновации оправданны «до тех пор, пока они ведут к увеличению социального благополучия», но финансовые институты должны держаться корней и, «как часть [экономической] инфраструктуры, создавать чувство безопасности», продолжает философствовать он и заключает: «Основа благополучия финансовой индустрии – экономический рост».
«Мяч в игре!»
Куроянаги родился 18 декабря 1941 г. в Токио. В 1965 г. он оканчивает Токийский университет по специальности «экономика» и приходит на работу в Mitsubishi Bank. В лучших японских традициях это будет его единственным местом работы. В 1996 г. Mitsubishi Bank сливается с Bank of Tokyo. К этому времени Куроянаги уже четыре года как входил в правление банка. Свой пост он сохранил и в новом Bank of Tokyo-Mitsubishi, принадлежащем Mitsubishi Tokyo Financial Group, MTFG).
Его карьера достигает пика в 2004 г.: Куроянаги – президент Bank of Tokyo-Mitsubishi, а также президент и генеральный директор MTFG – второго по активам банковского холдинга Японии. В этом же году четвертый по активам японский банк UFJ Holdings предлагает MTFG объединиться. В январе 2006 г. официально появляется новая компания – Mitsubishi UFJ Financial Group. Куроянаги благополучно пережил все слияния и поглощения, оставшись у руля компании.
У Куроянаги репутация сурового начальника. Он строен, высок, носит строгие костюмы. Не любит публичности и крайне редко дает интервью. С другой стороны, он азартен. Еще со школьной скамьи страстно увлекался футболом и клянется, что в Токийском университете четыре года подряд выходил на поле почти каждый день. Вплоть до 35 лет он играл в футбольной команде банка. Возглавив в 2004 г. Mitsubishi UFJ Financial Group, Куроянаги разослал 40 000 сотрудников по электронной почте сообщения, озаглавленные «Мяч в игре!» («Kick Off!»), где признавался, что чувствует себя «капитаном футбольной команды», и призывал работников сплотиться. Чтобы поддержать командный дух, MTFG объявила, что почти на 40% из 104 новых должностей среднего руководящего звена будут назначены сотрудники UFJ.
Сам Куроянаги всегда демонстрировал верность и преданность своей команде. В конце 1990-х он на время пошел работать в министерство международной торговли и промышленности, которое тогда активно участвовало в деятельности японских частных внешнеторговых компаний. Так вот: источники The Wall Street Journal утверждают, что в период работы в министерстве Куроянаги хотя и не работал в банке Mitsubishi, но формально по-прежнему оставался в его штате.
Смелый ход
Нынешний финансовый кризис проявил способность Куроянаги рисковать и совершать нестандартные поступки. 29 сентября 2008 г. Mitsubishi UFJ Financial Group сообщила, что приобретает 21% голосующих акций Morgan Stanley за $9 млрд. Финансовый мир был сражен наповал: только что потерпел крах Lehman Brothers, и профессиональное сообщество опасалась, что за ним последуют остальные проблемные американские банки.
Эта сделка подорвала репутацию Куроянаги как осторожного (даже по строгим японским меркам) банкира. Но ему не впервой удивлять аналитиков и журналистов. После объединения с UFJ Куроянаги заявил о резких переменах. Доля розничного бизнеса (хорошо развитого у UFJ) в общей прибыли за три года должна была вырасти с 15% до 35%, а издержки – уменьшиться на $2,2 млрд в том числе за счет закрытия 270 отделений и сокращения 6000 рабочих мест (этим планам помешал кризис в Японии). «В прежние времена менеджмент MTFG был весьма консервативен, но слияние с UFJ доказывает, что времена изменились», – прокомментировал агрессивный подход Куроянаги аналитик Nikko Citigroup Хиронари Нозаки.
Сильной стороной UFJ был хорошо развитый розничный бизнес. У Morgan Stanley есть опыт в другой привлекательной для MUFG сфере – работе на международных финансовых рынках.
Японские банки столкнулись со снижением спроса на кредиты, свой основной источник дохода. Глобализация и старение населения Японии привели к тому, что основные клиенты банка – крупные корпорации сделали ставку на зарубежную экспансию. «Время от времени они проводят слияния и поглощения за рубежом или выпускают акции либо облигации [за границей], так что им крайне необходимы [международные финансовые услуги], – говорит Куроянаги. – А во всем, что касается отношений с иностранными инвесторами или работы на зарубежных фондовых, сырьевых рынках и сопровождения сделок слияний и поглощений, позиции MUFG куда слабее, чем у крупнейших иностранных игроков».
Для Morgan Stanley сделка тоже весьма выгодна: компания получила доступ к огромной базе японских клиентов. MUFG ведет 40 млн счетов, банк работает с 500 000 компаний Японии.
Трудные переговоры
Куроянаги известен своей прямотой и привычкой доводить работу до конца. Эти качества понадобятся ему в переговорах с Morgan Stanley. Особенно непросто будет договориться о разграничении интересов при работе обеих компаний на рынке ценных бумаг Японии. «Чем дольше мы обсуждаем эту тему, тем больше возникает спорных вопросов», – признается Куроянаги.
Но он не слушает скептиков, твердящих, что 21%-ный пакет окажется бесполезным: мол, японским компаниям не хватает опыта, чтобы грамотно отстаивать интересы миноритарных акционеров.
«Исторически доказано, что полноправное партнерство 50% на 50% – достаточно трудная вещь, ведь встает вопрос о том, кому брать на себя ответственность <...> А если бы мы купили 100% или больше 50%, было бы проблематично удержать сотрудников [Morgan Stanley]», – объясняет он, приводя в пример поглощение холдингом Nomura европейских и азиатских активов Lehman Brothers. Работе на японцев некоторые топ-менеджеры предпочли переход к конкурентам.
В отличие от Nomura, который с помощью поглощения хочет стать западным инвестбанком, MUFG предпочитает вести инвестиционный банкинг и развивать международный франчайзинг в традиционном японском стиле. «Мы не пытаемся превратиться в Morgan Stanley», – говорит он. Куроянаги делает ставку на завоевание рынка с помощью высококачественного обслуживания клиентов. Ведь японские автопроизводители, по его словам, завоевали солидную долю мирового рынка именно благодаря внимательному отношению к потребителям. А вот финансовая индустрия Японии «просто не смогла пока что продемонстрировать миру все преимущества японского менеджмента».