Признаки оживления на рынке зарубежной недвижимости уже наметились
Первые признаки оживления на рынке зарубежной недвижимости уже наметились – об этом свидетельствуют практически все без исключения аналитики. Потребители, как водится, подразделяются на две примерно равные группы: тех, кто верит, и тех, кто нет.
Уцелевшие на рынке компании, твердо решившие выжить, разрабатывают и претворяют в жизнь всевозможные антикризисные стратегии. Методы выхода из кризиса у каждого свои, но есть одна общая черта: участники рынка стали активнее. Они все чаще используют для продвижения объектов блоги и бесплатные возможности, предоставляемые членством в профессиональных сообществах, расширяют международные связи, обращаются к потенциальным зарубежным покупателям.
И это не может не радовать. Хотя свои эксцессы здесь тоже присутствуют. Например, одна дубайская компания с респектабельным интернет-порталом еженедельно посылает e-mail-рассылку, распространяющуюся даже на иностранных коллег, с просьбой срочно найти их клиентам апартаменты или офисы в Дубае в аренду. Хороший способ напомнить о себе и укрепить миф о стабильности дубайского рынка на фоне его беспрецедентного падения! Но подействовать он может лишь на тех, кто не в курсе.
Чтобы привлечь покупателей зарубежной недвижимости, риэлторы и девелоперы организуют рекламные туры на продающиеся объекты, как правило оплачивая стоимость 2–3-дневного проживания и трансфер аэропорт – объект – аэропорт. Или готовят для клиентов добротную и не очень аналитику. В последнем случае речь идет о подмене фактического спроса на недвижимость в той или иной стране мифическим спросом, вычисляемым только на основании портфолио компании. Следуя этой логике, можно прийти к удивительным выводам о том, например, что Черногория до сих пор лидирует в списке предпочтений у российских покупателей иностранной недвижимости, а вот Лондон совсем у них непопулярен...
Трудно стало отельерам – ездить люди стали меньше, а недвижимость содержать надо. Лучший выход, которым ряд отелей и воспользовался, – расширение окологостиничных услуг. Теперь, когда практически каждый уважающий себя отель имеет собственный ресторан, SPA и даже прокат велосипедов, заинтересовать клиентов гораздо легче. Правда, отельеры стараются не снижать стоимость номеров практически ни при каких обстоятельствах – такое у них кредо. И в кризис предлагают за докризисную цену еще и воспользоваться рядом услуг, на которые у постояльцев, особенно у пребывающих в деловой командировке, практически никогда не хватает времени. Для популяризации брендов и отдельных отелей гостиницы стараются уделять больше внимания обслуживанию корпоративных клиентов и совершенствованию пакета конференц-услуг, принимают участие в благотворительных и гуманитарных акциях.
Сделки с недвижимостью не только не прекращаются, но и выходят на новые рубежи. Активизация немецких портфельных инвесторов в Европе, покупка Романом Абрамовичем бывшего поместья Дэвида Рокфеллера и дальнейшая популяризация бюджетного лондонского жилья у китайских граждан – все эти признаки не просто оживления, а полнокровной жизни рынка недвижимости не могут не внушать оптимизм.
Однако есть и другие взгляды на сегодняшнее состояние и развитие рынка. «На рынке недвижимости США наблюдается временная стабилизация, но при этом цены на жилье еще могут пойти вниз, – заявил в одном из своих последних интервью экс-председатель ФРС США Алан Гринспэн. – В случае их снижения более чем на 5% экономике вновь будет нанесен серьезный удар». Оставим без комментариев предсказания автора ипотечного пузыря, тем более что его последователь Бен Бернанке смотрит на ситуацию с большим оптимизмом. А главное – делает многое для того, чтобы страна вышла из кризиса.
А вот если сидеть сложа руки и, подобно одиозной птице-буревестнику, предсказывать новый кризис, то он действительно грянет так, что мало не покажется.