MBA недостаточно

Ориентация бизнес-образования под нужды конкретной целевой группы становится все более популярной. Коучинг, предоставляемый бизнес-школами отдельным предпринимателям, востребован и начинающими бизнесменами, и теми, кто уже имеет степень MBA

Российская бизнес-школа «Сколково» полтора года назад включила индивидуальный коучинг в свою программу Executive MBA. По словам Андрея Волкова, ректора «Сколково», «коучинг в течение последних 15 лет стал все более актуальным, хотя для нашей страны это относительно новая тема». В январе стартовала первая группа студентов EMBA, состоящая из руководителей и собственников компаний самого разного профиля, и каждый участник программы приступил к работе с индивидуальным коучем. «В программе full-time MBA, которая была запущена 31 августа этого года, коучинг также является неотъемлемой частью образовательного процесса», – добавляет Волков.

Ювелирная компания Cartier совместно с консалтинговой компанией McKinsey и бизнес-школой INSEAD в октябре объявит итоги программы для женщин, желающих создать или расширить собственный бизнес. По результатам конкурса (в этом году в нем участвовали 820 кандидаток из пяти частей света, а сама программа началась в 2006 г.) 19 финалисток получают консультации от McKinsey и трехмесячный коучинг в INSEAD. Пять победительниц конкурса смогут учиться в INSEAD год, они также получат премии в размере $20 000.

«Курс MBA в основном теоретический, а коучинг, который я прошла в рамках программы, организованной фирмой Cartier, с директором по маркетингу британского подразделения Cartier и с выпускником INSEAD, дал мне больше навыков, кроме этого, программа позволяет заводить новые бизнес-контакты», – говорит победительница конкурса 2008 г. – француженка Барбара Нгоуйомбо. Разработанный ее компанией Anoigma-сервис позволяет получить информацию со своей медицинской карты в любой точке мира (компания собирается работать и в России). По словам Нгоуйомбо, директор по маркетингу Cartier помог ей научиться собирать информацию о рынке и общаться с инвесторами – за несколько минут, которые занимает презентация, объяснить им суть проекта и убедить в его целесообразности. Выпускница INSEAD, теперь работающая в Credit Suisse, – тому, как преподнести им нужные цифры и другую информацию о бизнесе компании, который довольно оригинален, чтобы понять его с ходу.

Американкам Нандини Панди и Ясмине Маккарти, лауреатам 1997 г., премия, полученная от Cartier в рамках проекта, – $20 000 дала возможность на следующий год переехать в Индию и основать там GreenMango, веб-сайт, позволяющий компаниям с небольшим доходом рекламировать свои продукты и услуги.

«Кроме этого, консультанты дали нам замечательные идеи по поводу того, как улучшить наш проект, сейчас один из них, специалист из INSEAD, продолжает работать на нашу компанию», – говорит Панди.

Выбирает победителей жюри, состоящее в том числе из топ-менеджеров компаний и профессоров бизнес-школ. В соревновании учитываются краткосрочные и долгосрочные планы предпринимательниц, которые подали заявку на участие в нем. (Для того чтобы подать заявку на участие в конкурсе Cartier, кандидатки должны заполнить заявку на www.cartierwomensinitiative.com.) Результаты конкурса Cartier этого года будут объявлены в октябре.

В прошлом году Goldman Sachs запустил похожий проект под названием «10 000 женщин», цель которого – помочь женщинам (находящимся в менее выгодных условиях, чем мужчины) получить образование в сфере бизнеса и менеджмента. В рамках проекта 10 000 женщин при поддержке банка, заключившего договоры о сотрудничестве с несколькими университетами, на пять лет станут их студентами. Они будут обучаться в том числе составлению бизнес-планов, бухгалтерских отчетов, маркетингу, менеджменту и привлечению инвестиций.

«Конкурс на учебу в «Сколково» помог мне составить бизнес-план и сформулировать идею моего проекта, – говорит Антон Сарайкин, издатель ChinaBusiness, нового журнала, посвященного деловым отношениям с Азией, принятый на программу full-time MBA. – В обучении «Сколково» делает ставку на практические занятия и реальные проекты, в том числе стартапы в условиях быстро развивающихся экономик – России, Китая и Индии. Кроме этого, я смогу наладить отношения с учредителями школы – ведущими российскими предпринимателями, а также с другими студентами».

С осени коучеров ввели в программу в Университете Кингстона. По словам профессора Роберта Блэкберна, директора отдела исследований факультета бизнеса и права в Кингстонском университете в Лондоне, программы MBA ранее были в основном связаны с развитием навыков, связанных с работой в крупных корпорациях. Это постепенно меняется, в MBA есть опции для предпринимателей, для малого бизнеса. Люди, имеющие степень MBA, понимают привлекательность ведения своего собственного бизнеса, что труднее, но интереснее, чем работа в большой бюрократизированной компании. «Преимущества коучинга как способа поддержки новых компаний с большим потенциалом получают все более широкое признание, хотя, будучи интенсивным, этот способ получается и более дорогим по сравнению, например, с групповым тренингом, – считает Блэкберн. – Опытный коуч может стать и «резонатором» для предпринимателя, и помочь воплотить проект, и установить новые деловые связи, а не только давать советы».

«Предприниматели с рождения – это особый тип людей, которым в большей степени свойственно интуитивное мышление, чем рациональное, основанное на цифрах, – объясняет профессор испанской школы IESE Стивен Полманс. – Они всегда будут учиться на ошибках прошлых проектов и начинать новые. Эти люди, каждую секунду думающие только о своем проекте, не будут оставлять его на один-два года, чтобы пройти полный курс MBA. Для того чтобы помочь им решить проблемы, нужен именно коучинг, который помогает в том числе наладить деловые контакты с другими людьми, узнать об их опыте. И важно, чтобы наставник сам был предпринимателем с опытом. Здесь нужны не стандартные MBA, а программы, разработанные для конкретных людей».

«Коучинг стал критически важным аспектом для бизнеса и его руководителей, – утверждает Натали Потье, руководитель executive education компании Center for Creative Leadership (CCL) в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. – Смысл коучинга в том, чтобы увеличить потенциал предпринимателей, побудить их к творчеству, а не просто обучать их. Коучи могут помочь им преодолеть личные барьеры и найти подход к решению проблем. Это необходимо для создания новых проектов, для того, чтобы встать на ноги в условиях жесткой конкуренции».