Шанс на вторую жизнь
Когда военные или полицейские США хотят провести учебное занятие по управлению роботом-сапером производства Northrop Grumman, они отправляются на оборудованный этой корпорацией полигон Space Park. Но садиться в машину или самолет не нужно: Space Park существует в виртуальном мире Second Life («вторая жизнь»)Виртуальная реальность – не кратковременная мода, не сиюминутное увлечение», – убежден Мэтт Ферман, программист из Northrop Grumman, помогавший создавать Space Park. Эта система, разработанная калифорнийской Linden Research и запущенная в 2003 г., позволяет погрузиться в трехмерное цветное пространство, населенное красочными аватарами – образами персонажей, которые могут свободно перемещаться и взаимодействовать друг с другом. Правда, система не оправдала ожиданий, возлагавшихся на технологию виртуальной реальности. Сейчас среднее месячное число пользователей Space Park составляет порядка миллиона – это очень скромно по сравнению с посещаемостью социальных сетей вроде Facebook. Тем не менее у разработки появляются новые перспективы: она все чаще используется в качестве антуража на выставках и шоу, а также на корпоративных мероприятиях Northrop Grumman и других компаний, например Cigna, Intel и Wells Fargo & Co.
Linden Research пытается привлечь к своей системе корпоративных клиентов, предлагая новые продукты и услуги на ее основе, например организацию виртуальных встреч и совещаний через сотовую связь. Компания также тестирует аппаратные системы, подключаемые к корпоративным сетям и позволяющие организовывать коллективные мероприятия.
Все это имеет мало общего с первоначальной задумкой. Тогда предполагалось, что трехмерная система Second Life станет прежде всего цифровым маркетинговым полигоном для компаний вроде Nike и Coca-Cola. К примеру, Nissan Motor создала виртуальную систему продаж, в которой клиенты в виде аватаров могут провести тест-драйв автомобиля или даже полетать.
Но со временем, признает Nissan, интерес к этой системе стал угасать, и в прошлом году японский автомобилестроитель отказался от применения Second Life. «У нас было слишком много конкурирующих предложений относительно того, на что потратить наши маркетинговые доллары», – пояснил представитель Nissan.
Тем временем популярность системы как средства проведения виртуальных конференций растет. Масштабнее других подошла к этой проблеме IBM, которая в октябре 2008 г. организовала ежегодное совещание своих ведущих специалистов в виртуальном мире Second Life. Если бы мероприятие пришлось проводить в реальном пространстве, его масштабы были бы существенно урезаны из-за наступившей рецессии. В виртуальном же мире совещание длилось три дня и в часы наибольшей активности число участников составляло порядка 250. «Даже если у кого-то на тот момент оставались сомнения относительно возможностей виртуальной реальности, они были рассеяны», – рассказывает Нейл Кац, один из ведущих инженеров IBM. – Упертые скептики стали умеренными скептиками, а умеренные превратились в энтузиастов». С тех пор IBM провела еще несколько виртуальных мероприятий.
Пользователь, создавший себе аватар в Second Life, может говорить с другими участниками (с помощью наушников и микрофона) и обмениваться с ними текстовыми сообщениями. Можно также совместно работать с документами, смотреть презентации и рисовать на виртуальной «белой доске».
Клиенты, не обладающие технической оснащенностью IBM, могут прибегнуть к услугам специальных организаторов виртуальных конференций. Один из них – Дэн Паркс, создавший в Second Life остров Virtualis. Здесь построено гигантское виртуальное здание с множеством выставочных залов и развлекательных центров. Имеется даже яхта. «Здесь мы создадим все, что вам может прийти в голову, – уверяет Паркс. – Заплатив $7000, вы сможете провести двухдневную конференцию с участием 75 человек со всего мира. Подобное мероприятие в реальных условиях стоит порядка $150 000».
Конечно, никто не ожидает, что реальные мероприятия будут полностью вытеснены виртуальными. Организаторы конференций подчеркивают: виртуальный режим хорош в тех случаях, когда нужно поделиться знанием или провести обучение, но если ваша цель – общение, налаживание социальных связей, то действовать нужно иначе. «Компания, подумывающая, не провести ли виртуальное мероприятие, должна четко уяснить себе, для чего это нужно, – считает Джоан Эйзенстодт, консультант по корпоративным мероприятиям Eisenstodt Associates. – Желание сэкономить не может быть единственным аргументом».
И все же в условиях кризиса популярность виртуальных мероприятий выросла. Поставщики виртуальных услуг отмечают рост числа клиентов Linden и конкурирующих разработчиков вроде ActiveWorlds и Forterra Systems. Неудивительно, если только на октябрьском мероприятии IBM благодаря Second Life удалось сэкономить около $350 000.
Для Linden корпоративный рынок – не единственная, но очень важная цель. Для продвижения виртуальных услуг создан сайт, где корпоративные пользователи узнают о возможностях Second Life. Разработчики стараются сделать первое знакомство с системой как можно более комфортным, в частности, упрощают процедуру создания учетных записей. Планируется также запуск новой службы, позволяющей подключаться к виртуальной конференции с помощью стационарного или мобильного телефона.