Bugatti лучше золота

Инвесторы, имеющие золото, лучше других переживают финансовый кризис: их вложения не обесценились. Но еще лучше себя чувствуют владельцы раритетных автомобилей: и без того стоящие немало, с начала 2008 г. коллекционные машины подорожали почти на 40%

Владельцы редких моделей Bugatti, Jaguar или Ferrari, находящихся в отличном состоянии, могут быть довольны: с инвестиционной точки зрения их активы в кризисный период ведут себя лучше, чем практически любой другой класс традиционных активов, таких как ценные бумаги, и альтернативных – предметы искусства, вина. «Инвесторы бегут в реальные активы. Люди хотят иметь не кусок бумаги в банке, а что-то, на что можно посмотреть, что можно потрогать как-нибудь вечерком», – говорит коллекционер и основатель Historic Automobile Group Дитрих Хатлапа.

В прошлом банкир, работавший в Baring Securities и ING, Хатлапа вместе с партнером, тоже бывшим банкиром, рассчитывает индекс цен на исторические автомобили HAGI Top. Он отслеживает изменение аукционной стоимости 38 моделей 11 марок машин.

Число сделок с раритетными авто на аукционах стало снижаться еще до кризиса, но аукционные дома по-прежнему фиксируют значительные объемы бизнеса и сообщают о все новых ценовых рекордах. В августе Shelby Daytona Cobra Coupe 1965 года выпуска ушла с аукциона в калифорнийском городе Монтерей за $7,25 млн. На этой машине гонщик Боб Бондьюрант в 1965 г. выиграл гонку в Реймсе. Это рекордная цена, уплаченная за американский автомобиль на публичном аукционе.

«Некоторые автомобили сейчас дорожают быстрее, чем когда-либо, особенно выдающиеся или исключительно редкие», – говорит Джеймс Найт, начальник отдела раритетных автомобилей аукционного дома Bonhams. На последних аукционах Bonhams продавалось от 80% до 98% выставленных машин, тогда как обычный уровень – 60–80%. Особенно хорошо продаются ветераны – машины, выпускавшиеся на заре эры автомобилестроения (конец XIX – начало XX в.), и так называемые автомобили эдвардианской эпохи (с 1905 г. по конец Первой мировой войны). Падают цены лишь на те автомобили, стоимость которых сильно выросла до начала рецессии, добавляет Дэйв Кинни, издатель журнала Cars That Matter (выпускается американской компанией Hagerty, специализирующейся на страховании коллекционных автомобилей и кораблей).

«В целом цены ведут себя очень-очень хорошо. Частично это объясняется тем, что тут большую роль играет страсть [коллекционеров]», – говорит Кинни. Cars That Matter также публикует индекс 25 наиболее популярных коллекционных автомобилей: с конца 2006 г. он вырос почти в 2 раза.

Индекс HAGI Top, рассчитываемый с начала 2008 г., вырос к концу июля 2009 г. на 39%. За тот же период индекс цен на предметы искусства Art Price Global (публикуется Artprice.com) потерял 29%, а индекс цен на вино Liv-ex 100 Fine Wine, включающий цены на 100 сортов марочных вин и рассчитываемый винной биржей Liv-ex, потерял более 10%. Цены на наличное золото за этот же период выросли на 15%.