Клиенты разного сорта
Рекомендации по акциям, которые аналитики Goldman Sachs дают собственным трейдерам и избранным клиентам, порой отличаются от общедоступных. Это нормально, считают в банкеGoldman Sachs Group
Финансовая группа. Акционеры (данные Thomson Reuters): крупнейший – Berkshire Hathaway (9,4%), в свободном обращении – 90,4%. Капитализация – $83,59 млрд. Финансовые показатели (1-е полугодие 2009 г.): активы – $889,5 млрд, чистая прибыль – $5,25 млрд.
В отчете аналитика Goldman Sachs Марка Иризэрри в начале апреля 2008 г. была «нейтральная» рекомендация по акциям управляющей компании Janus Capital. Но трейдерам своего банка 2 апреля Иризэрри сказал, что акции могут вырасти, свидетельствуют внутренние документы Goldman Sachs, с которыми ознакомилась The Wall Street Journal. А на следующий день сотрудники аналитического департамента Goldman обзвонили около 50 избранных клиентов, включая хедж-фонды Citadel Investment и SAC Capital Advisors, сообщив: «Мы, в частности, выделяем Janus». И только через шесть дней Иризэрри выпустил отчет для всех клиентов, где повысил рекомендацию по Janus. За это время ее акции выросли на 5,8%.
На той же встрече (в Goldman их называют «трейдинговыми совещаниями») аналитик Томас Чолноки заявил, что предпочитает MetLife другим страховщикам и что акции могут вырасти в краткосрочной перспективе. Тем не менее в опубликованном через несколько часов отчете Чолноки повторил рекомендацию «нейтрально». И только неделей позже он официально повысил рекомендацию до «покупать».
В обоих случаях мнения аналитиков соответствовали оценкам в опубликованных отчетах, где целевая цена на 12 месяцев была выше текущей цены, объясняют в Goldman. Мнения и советы, высказываемые на трейдинговых совещаниях, лишь «обрисовывают рынок» и «всегда соответствуют фундаментальному анализу» в опубликованных отчетах, уверяет представитель банка Эдвард Кэнадей. «Аналитики обсуждают события, которые могут оказать краткосрочное воздействие на цену акций», говорит он, даже если оно будет противоположным долгосрочному прогнозу. В разделе «Раскрытие информации» в отчетах Goldman о трейдинговых совещаниях не упоминается. Высказанные на них рекомендации обычно предоставляются основным клиентам, которые проявили заинтересованность в их получении и совершают краткосрочные сделки, говорит Кэнадей. Goldman не хочет перегружать прочих клиентов информацией, которая им не нужна, добавляет он.
Бывший клиент Goldman Джордж Клопфер, до недавнего времени не знавший об этой практике банка, считает ее нечестной. «Когда я стал клиентом Goldman, меня завалили всеми этими цветастыми брошюрами, в которых говорилось, что клиент для них на первом месте. А я оказался в конце пищевой цепочки», – негодует Клопфер, который в этом году вывел большую часть из $20 млн со счета в Goldman после того, как потерял деньги на инвестициях в несколько фондов банка. Но в банке считают, что такие клиенты, как Клопфер, обычно ориентируются на долгосрочную перспективу и не интересуются отдельными акциями.
Никто не получает необоснованного преимущества от информации с трейдинговых совещаний и краткосрочные торговые идеи не противоречат долгосрочным прогнозам в отчетах, убежден директор аналитического департамента Стивен Стронгин. Совещания стали проводиться еженедельно с 2007 г.
В том году Goldman занял лишь 9-е место в рейтинге аналитиков по акциям журнала Institutional Investors, и в банке поняли, что некоторые клиенты хотели бы получать от аналитиков дополнительные соображения об акциях. Через несколько часов после совещаний подчиненные Стронгина обзванивают избранных клиентов, обычно от шести до 60, свидетельствуют внутренние документы Goldman. До конца обзвона трейдерам, торгующим на собственные средства банка, запрещено проводить сделки, уверяют в Goldman.
А вот Стиву Эйзману, управляющему директору хедж-фонда Frontpoint Partners, нравится общение с аналитиками Goldman, и он учитывает их советы с трейдинговых совещаний. «Несколько лет назад у Goldman вообще не было отрицательных рекомендаций. Теперь они говорят все как есть», – отмечает он.
Аналитики должны давать единые рекомендации всем – и частным инвесторам, и крупным клиентам-трейдерам, в этом дух закона, который после соглашения 2003 г. разделил аналитическое и инвестбанковское подразделения, говорит Эрик Диналло, бывший заместитель прокурора штата Нью-Йорк Элиота Спитцера. Любые мнения аналитиков, отличающиеся от опубликованных, но «достойные того, чтобы поделиться ими с некоторыми клиентами», должны быть «доступны всем», уверен он.