British Airways просит отсрочки


British Airways, которая находится в тяжелом финансовом положении, заказала у Boeing 27 самолетов 787 Dreamliner и теперь пытается договориться о сокращении и отсрочке предварительных выплат по ним, заявил генеральный директор British Airways Уилли Уолш. Все авиакомпании вынуждены платить регулярные взносы Airbus и Boeing за заказанные самолеты, которые еще только строятся. Эти взносы достигают десятков миллионов долларов за каждый самолет и сейчас их стало очень сложно платить, говорит Уолш. Однако на эти выплаты надеются авиастроительные компании, которые за счет них поддерживают производство.

Самолет 787 Dreamliner должен был начать летать еще в мае 2008 г., но их производство постоянно запаздывает. Примерно за два года до получения самолета авиакомпания производит предоплату, которая может составить более 30% стоимости самолета. Эти деньги Boeing и Airbus расходуют на покупку деталей и оплату рабочих на заводах. Каталожная цена 787 Dreamliner составляет $180 млн, общая сумма предварительных выплат достигает $60 млн.

British Airways получит свои самолеты через несколько лет, конкретного срока нет, но платить нужно сейчас. Авиаперевозчик вынужден брать деньги из оборотных средств, но из-за сокращения авиаперевозок денег остается все меньше. Недавно British Airways договорилась с Airbus отсрочить доставку 12 A380, которые были заказаны в 2007 г. Цена одного A380 – $300 млн. По словам банкиров, знакомых с условиями оплаты, компании договорились об отсрочке платежей за шесть самолетов, которые составят $600 млн. «Я рад, что мы достигли соглашения с Airbus, сейчас продолжаем переговоры с Boeing», – говорит Уолш. Представитель Boeing от комментариев отказался.

Ранее банки предлагали кредиты авиакомпаниям на покрытие предварительных выплат за самолеты. Кредиты не даются в тех случаях, когда неизвестна точно дата выпуска самолета, рассказывает управляющий директор DVB Bank Бертранд Грабовски. Перепродать кредит на несуществующий самолет сложно, в случае банкротства компании он ничего не стоит. Кроме того, Dreamliner еще ни разу не перепродавался – у него нет рыночной цены и банкирам сложно оценить его, считает директор департамента кредитования транспортной отрасли Natixis Кристиан Маккормик.

Международная ассоциация воздушного транспорта прогнозирует, что общие убытки авиаперевозчиков в этом году составят $9 млрд, объемы авиаперевозок сократятся на 15%.