Рамки Якунина

Если РЖД получит убыток или увеличит долг, банки могут потребовать от нее досрочного погашения кредитов, выяснили «Ведомости». Чтобы этого избежать, компании нужен не только 9,4%-ный рост тарифа на 2010 г., но и субсидия государства в 55 млрд руб.
А. Махонин
А. Махонин

РЖД

железнодорожная монополия. Владелец: 100% акций – у государства. Выручка (РСБУ, 2008 г.) – 1,1 трлн руб. Чистая прибыль – 13,4 млрд руб.

Чистый убыток РЖД и рост долга грозят ей нарушением условий кредитных соглашений, рассказали «Ведомостям» источник, близкий к совету директоров РЖД, и сотрудник монополии. Чтобы не нарушать ковенанты, рентабельность монополии по чистой прибыли должна быть положительной, отношение общего долга к выручке не должно превышать 0,5, а к EBITDA – 2,5, говорится в расчетах РЖД (есть у «Ведомостей»). Это ковенанты банков и рейтинговых агентств, нарушение которых позволит первым требовать досрочного погашения долга, а вторым – понизить рейтинг монополии (от S&P и Fitch – ВВВ). Существование таких ковенант подтвердил представитель одного из кредиторов РЖД – JPMorgan Chase Bank. Представитель РЖД отказался от комментариев.

Это условия всех кредитов монополии, уточняет сотрудник РЖД. На конец марта их сумма была 214,5 млрд руб. (данные отчетности по РСБУ). Общий долг монополии на это время – 536,5 млрд руб., краткосрочный – 322,6 млрд руб.

Чтобы не нарушались ковенанты, РЖД даже при росте грузового тарифа на 9,4% в 2010 г. потребуется субсидия государства в 55 млрд руб., говорит сотрудник РЖД. Без нее рентабельность по чистой прибыли составит минус 6,1%, а отношение общего долга к выручке – 0,41, к EBITDA – 2,7, говорится в расчетах монополии. Субсидия в 55 млрд руб. позволит РЖД выйти на рентабельность по чистой прибыли минус 1,02%, отношение долга к выручке тогда составит 0,36, а к EBITDA – 1,8. Ковенанта рентабельности по чистой прибыли в расчетах все же нарушена, но в 2010 г. РЖД надеется найти способы получить чистую прибыль, говорит сотрудник РЖД, какие – не раскрывает.

Все эти расчеты сделаны исходя из того, что долг монополии на конец 2009 и 2010 гг. не превысит 379 млрд руб., говорят два сотрудника монополии. Значит, к концу года ей надо снизить долг на 157,5 млрд руб. (по сравнению с 31 марта). С тех пор компания разместила облигации на 60 млрд руб., на очереди – еще три выпуска на 40 млрд руб. А вчера РЖД подписала соглашение с ЕБРР о выделении 10-летнего необеспеченного кредита на $500 млн. Эти займы укладываются в расчеты компании, уверяют два ее сотрудника. Например, основная цель облигаций – рефинансирование долга, цели кредита РЖД не раскрыла.

Рост тарифа на 9,4% с 1 января 2010 г., использованный в расчетах РЖД, – уже принятое решение. Вопрос о размере и форме компенсации выпадающих доходов РЖД будет решаться 27 июля, сказал чиновник аппарата правительства. Ранее чиновник Белого дома говорил, что речь идет о субсидии или выпуске облигаций при поддержке государства. Из-за невозможности наращивания долга последний вариант РЖД тоже не устраивает, говорит сотрудник монополии.

С субсидией в 55 млрд руб. РЖД в 2010 г. получит чистый убыток 11 млрд руб., EBITDA будет равна 211 млрд руб., подсчитала аналитик ИК «Метрополь» Надежда Тимохова, без субсидии убыток вырос бы до 57 млрд руб., а EBITDA снизилась бы до 140 млрд руб.