Минус 49%
Продажи новых автомобилей в России падают все сильнееЗа первое полугодие 2009 г. в стране продано 763 962 легковых и легких коммерческих автомобиля – на 49% меньше, чем за шесть месяцев 2008 г., сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Падение ускоряется: по итогам пяти месяцев сокращение продаж составляло 47%. Кроме того, в июне россияне купили на 797 машин меньше (продано 118 579 автомобилей), чем в мае.
Единственная из 20 самых продаваемых в России марок, сумевшая в первом полугодии оказаться в плюсе, – это Volkswagen. Ее продажи увеличились на 4% до 21 467 автомобилей за счет успешного начала года, но в июне и она продала меньше автомобилей, чем годом ранее, – 3292 шт. (-35%).
Из 20 самых популярных брендов больше всего за полгода потеряла Mitsubishi – она реализовала 19 343 автомобиля, на 67% меньше, чем за соответствующий период 2008 г. Но дела у марки выправляются, уверяет Дмитрий Роткин, гендиректор «Рольф-импорта» (дистрибутор Mitsubishi): если в мае снижение к этому же месяцу прошлого года составляло 71%, то в апреле – 68%. «Мы не повышаем цены и предоставляем покупателям полный комплекс сопутствующих услуг, включая кредиты», – говорит он.
В лидерах падения по итогам полугодия также Hyundai (-64% до 37 059 автомобилей), ГАЗ (-60% до 27 899), Opel (-59% до 21 823), Toyota и Honda (-57% до 38 015 и 14 845 шт. соответственно). Такой результат вызван тем, что компания распродала самые популярные комплектации автомобилей 2008 года выпуска, а новых автомобилей не поставляет до полной реализации стоков, объясняет представитель «Тойота мотор». Чем больше компания продавала раньше, тем сильнее пострадала от снижения спроса, особенно если работала в среднем или высоком ценовом сегменте, объясняет Найджел Брэкенбери, президент Ford в России.
У самой бюджетной марки «АвтоВАЗа» дела идут лучше, чем в мае. Продажи Priora в июне по сравнению с маем выросли на 9,1%, а продажи «Калины» – на 7,9% за счет скидок и кредитных программ – как заводской «Лада-финанс», так и государственного субсидирования ставок по кредитам. Из автомобилей, проданных за два месяца по государственной программе, 80% приходится на Lada, говорит представитель завода. Это почти 13 000 шт., или половина месячного объема продаж завода. «Кроме того, многие иномарки в июне подняли цены, увеличив разрыв с нашими моделями», – говорит представитель «АвтоВАЗа». «АвтоВАЗ» реализовал в июне 28 851 автомобиль, что на 41% меньше, чем годом ранее.
В III квартале падение продолжится и по итогам года продажи в России не превысят 1,4 млн автомобилей, считает Брэкенбери. Позитивно одно, добавляет он: банки стали выдавать больше кредитов: если в первые четыре месяца года в кредит продавалось 10% автомобилей, то в июне – почти вдвое больше.
На днях правительство увеличило границу цены на автомобили российской сборки, участвующие в государственной кредитной программе, с 350 000 руб. до 600 000 руб., что позволит участвовать в ней не только моделям «АвтоВАЗа». Но этого недостаточно, считают автопроизводители. «Результаты первого полугодия показывают, что российскому автомобильному рынку необходима многосторонняя поддержка со стороны государства», – говорит Мартин Ян, вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ. Объем средств, выделенных правительством на субсидирование кредитных ставок, нужно увеличить, комментирует Ян позицию АЕБ (сейчас на программу выделено по 2 млрд руб. в год). Кроме того, российскому правительству следует рассмотреть возможность введения премии за утилизацию старых автомобилей.