Ориентиры: От мечты к реалии
Мечтателям всегда жилось нелегко: гонимые сородичами и коллегами, они по многу лет, а то и десятков лет изо дня в день работали над только им понятной идеей, которой надеялись потрясти мир. Если это происходило, мечтатели из разряда чудаков переходили в более почетную категорию гениев, заняв место в истории. Горе-мечтатели оставались чудаками и до конца дней служили посмешищем для широкой публики.
Особенно много мечтателей встречалось и встречается среди архитекторов, градоначальников и первых лиц государств. Действия политических деятелей иногда оставляют неизгладимый след не только в подведомственных городах, но и далеко за их пределами. Если при бароне Жорже Османе было перестроено свыше 60% зданий и инфраструктуры Парижа, то при генсеке СССР Никите Хрущеве были растиражированы целые микрорайоны хлипких панельных пятиэтажек далеко за пределы России, в страны некогда существовавшего Социалистического Содружества. Но парижские кварталы времен Османа не теряют привлекательности и по сей день, а с советскими пятиэтажками безуспешно борется бессчетное количество градоначальников в самых разных странах...
Необходимость строительства делового района «Москва-Сити» долгое время оспаривалась на разных уровнях. Авторы идеи, энтузиасты не раз выходили с заседаний правительства Москвы и рабочих групп полуживыми, замученными бесконечными упреками в непрактичности и недальновидности. Но, подобно Галилео Галилею, они находили в себе силы снова и снова повторять: «А все-таки «Сити» будет построен». Сегодня, в период кризиса, «Сити» все еще строится, но уже как-то вяло. Похоже, что видимых стимулов для завершения строительства нового делового района в обозримом будущем ни у девелоперов, ни у городских властей нет.
Сравнение с другими столицами и просто крупными городами явно не в пользу Москвы. Несмотря на кризис, полным ходом идет строительство городской инфраструктуры в Шанхае (в 2010 г. второй по величине город Китая станет столицей престижного салона World Expo), строятся многочисленные олимпийские объекты в Лондоне (столице Олимпиады 2014 г.). Существует вероятность, что стройки «Москва-Сити» захотят реанимировать банки, прокредитовавшие девелоперов и не оставляющие надежд хотя бы вернуть вложенные средства. Хочется верить, что, будучи заинтересованной стороной, они даже помогут найти новые, более экономичные и дружественные окружающей среде решения для замороженных на ранней стадии строительства объектов.
Именно так произошло с самым высоким зданием Китая, 492-метровой башней Шанхайского всемирного финансового центра (Shanghai WFC). Едва начавшись, ее строительство было заморожено почти на 10 лет. Решение использовать более легкие и прочные конструкции в строительстве позволило не только завершить знаменитый китайский долгострой, но и сделать башню выше ожидаемой. Теперь здесь функционируют самая высотная в мире публичная смотровая площадка и самый высотный отель, и из спящей красавицы башня Shanghai WFC превратился в главную городскую достопримечательность.
Впрочем, о таком варианте завершения долгостроя можно только мечтать. Российские высотные проекты пока просто замораживаются. Конечно, кризис – не время для фешенебельных и оригинальных проектов. Некоторые новаторские и даже революционные идеи вполне могут полежать на полках до лучших времен. А вот завершение строительства уже начатых проектов – отнюдь не роскошь, а элементарная необходимость, проявление зрелости и ответственности перед обществом. Такие аргументы, как отсутствие денег, рабочей силы, материалов и еще чего бы то ни было, не только портят репутацию девелопера, но и переводят его в разряды горе-мечтателей, которые, как мы уже знаем, плохо кончали.
Думаю, что лорд Норман Фостер, которого мы сегодня, пользуясь случаем, поздравляем с 74-летием, вряд ли в восторге от того, что башня «Россия» в отдаленной перспективе может стать существенно ниже ростом, если, конечно, вообще будет построена. Создавая для Москвы знаковый проект, он мечтал совсем не об этом.