Виртуальные перемены
Результаты рэнкинга FT Executive Education 2009 показывают, что спрос падает на все виды программ. Прежняя жизнь уже не вернется, уверены эксперты, рынок перейдет к онлайн-обучениюВ первую неделю марта Михаэль Коллинз прослушал трехдневную программу в Harvard Business School (HBS), с тем чтобы проанализировать кризис. Будучи исполнительным директором ФРС, он порадовался возможности обсудить ситуацию с бизнесменами. «Я хотел посмотреть на кризис глазами людей, не работающих в банковской системе», – пояснил он.
Эта программа – одна из тех, которую создала HBS, получившая первое место в рэнкинге Financial Times за краткосрочные образовательные программы для топ-менеджеров (open programmes), призванные ответить на вызовы кризиса. Бизнес-школы в США не единственные, организующие такие программы. В середине мая более 40 исполнительных директоров компаний с разных рынков собрались в Фонтенбло недалеко от Парижа, чтобы вместе с профессорами из Insead получить ответ на вопрос, как преодолеть кризис. Такие программы Беттина Бьючел, программный директор IMD, называет «мини-MBA».
Сложность ситуации в том, что как раз сейчас, когда лучшим умам есть что сказать, компании не могут позволить себе потратить средства даже на такие короткие и эффективные тренинги.
Корпоративные
программы
Падение в секторе кастоматизированных программ, созданных по заказу конкретных организаций, составило около 20%. Приблизительно 60% компаний сократили бюджеты на обучение и развитие персонала, говорится в исследовании образовательного клуба для топ-менеджеров ICEDR.
Обычно набор на корпоративные программы поддерживать проще, чем на общие. В этом году более 800 корпоративных программ из рэнкинга FT это подтвердили.
Более того, 29% респондентов надеются, что в течение следующих трех лет затраты на них вырастут (см. график на стр. В1), еще 43% говорят, что они останутся на том же уровне, и лишь 28% считают, что затраты снизятся.
Но из общего правила есть несколько исключений. Insead, HBS, HEC-Paris, IESE Business School говорят о том, что спрос на их корпоративные программы упал сильнее, чем на программы общего набора. Duke Corporate Education, которая специализируется на корпоративных программах и которая занимала первое место в рэнкинге FT в течение последних семи лет, тоже ощутила падение прибыли на 15% (до $57 млн), говорит Гордон Армстронг, директор по маркетингу: «Мы надеялись упасть на 10%, но упали на 15%. Мы все еще привлекаем клиентов, но проекты стали меньше».
Открытые программы
В open executive programmes, краткосрочных программах для топ-менеджеров, ситуация значительно отличается: многие школы в США и Европе говорят о падении спроса на треть. Значительную роль здесь сыграли и запреты на дальние перелеты, с которыми столкнулись сотрудники многих компаний.
Падение началось в США, но распространилось на весь мир. В Darden School в Университете Вирджинии 2008 год был очень сложным. «Большинство наших клиентов были буквально изолированы еще в сентябре», – говорит Дэвид Ньюкирк, исполнительный директор школы по executive programmes.
В Австралии бизнес был стабилен до Нового года, говорит Поль Киркбрайд, заместитель декана по executive programmes в школе Mt Eliza Executive Education, которая является частью Melbourne Business School: «До Рождества экономический кризис нас не задевал совсем. Но после Рождества он отразился и на нас: это выглядело так, как будто кто-то перекрыл кран». Хотя сейчас спрос начинает восстанавливаться, добавляет он.
Подобная история и в Великобритании, говорит Дэвид Бучер, директор open executive programmes университета Cranfield, где ситуация была сложной до конца 2008 г. Сейчас, говорит он, рынок стабилизировался, при этом спрос на программы для высшего менеджмента выглядит более сильным, чем на все остальные.
Профессор Ньюкирк напоминает, что сейчас все не так плохо, как после атак террористов в США в сентябре 2001 г. или во время эпидемии атипичной пневмонии в Азии. По его мнению, сейчас проблем бизнес-школам может добавить свиной грипп: «Если опасность свиного гриппа не исключить, люди будут бояться перелетов, ведь там они встретят группу совсем незнакомых людей».
А Марк Вьютен из IESE Business School считает, что сегмент краткосрочных программ, сфокусированных на одном предмете, будет расти за счет программ на развивающихся рынках. Так, в июне школа проведет программу «Россия изнутри» с сессиями в Москве и Санкт-Петербурге. Это уже вторая программа для иностранных слушателей.
Менять модель?
Все сейчас говорит о том, что бизнес-школы меняют модель обучения высшего менеджмента. Многие верят, что традиционная модель, при которой руководство компаний приезжает в университетский кампус для обучения, устарела и уступает место более клиенто-ориентированному обучению.
Джаред Блик, исполнительный директор Duke CE, говорит, что многие компании ищут программы обучения на электронных носителях, чтобы можно было заниматься дома и не тратить средства на перелеты и отели: «Люди используют финансовый кризис как причину для изменения средств получения знаний».
На этом фоне неудивительно, что в школе Ashridge в Великобритании бизнес отчасти идет хорошо. Их выручает подразделение Virtual Learning Resource Centre. Тони Шихан, директор по развитию, говорит, что первые три месяца 2009 г. были наилучшими для центра, который ведет обучение в компаниях через интернет. «Было даже что-то вроде увеличения рынка», – говорит он.
Изменениям быть
Итак, изменит ли мировой финансовый кризис путь, которым знания попадают к менеджерам? «Я думаю, да», – говорит Нарьян Пант, декан программ executive education Insead. «Но если вы спросите, как это будет выглядеть, то у меня нет ответа – я не знаю», – добавляет он.
Джош Бранд, президент Freemont Learning (США), компании, занимающейся обслуживанием программ для топ-менеджеров, уверен, что изменения будут происходить очень быстро. «Я не думаю, что мы когда-нибудь вернемся туда, где мы были. Директор по развитию сейчас имеет шанс завоевать уважение менеджеров, если он сможет научить их этим программам самостоятельно».