Государство и рынок: Лишние посредники


В условиях кризиса, продолжительность и глубина которого по-прежнему остаются неизвестными, задачи Федеральной антимонопольной службы (ФАС) объективно расширяются. Кроме классических функций – контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и обеспечения полноценной конкуренции во всех секторах экономики – ФАС способна оказывать важную помощь правительству в борьбе с инфляцией. Усилия ФАС по выявлению в различных отраслях лишних звеньев, ненужных посредников между производителями товаров и услуг и их потребителями, помогут уменьшить инфляционное давление на экономику. На практике ФАС может сыграть роль «независимого оценщика» оправданности тех или иных коммерческих цепочек при производстве товаров и услуг, а также степени оправданности цен, возникающих в каждом из звеньев таких цепочек. Ведь не секрет, что наряду с завышением себестоимости из-за наличия лишних звеньев между производителем и конечным потребителем в цену российских товаров зачастую закладываются затраты на преодоление искусственных административных барьеров на пути бизнеса, создаваемых различными государственными ведомствами и местными чиновниками. Эта практика, впрочем, есть и в частном бизнесе.

В последнее время сотрудниками ФАС были проведены успешные операции по выявлению фактов ценового сговора, имеющих место в некоторых отраслях экономики. В докризисных реалиях сформировался рынок продавца, подстегиваемый высоким уровнем теневых доходов части населения и чиновников, что обеспечивало высокий спрос даже в тех секторах экономики, где цены для потребителя были запредельно завышены. В условиях кризиса наследие ценового сговора также дает о себе знать, и оно должно своевременно выявляться и искореняться.

В этой связи хотелось бы привести несколько примеров. На предприятиях ресурсных отраслей за последние годы сформировалась практика использования лишних звеньев при закупках товаров и услуг. Или, например, стоимость квадратного метра жилья, которая уже стала притчей во языцех. При прозрачном ценообразовании стоимость для покупателя должна формироваться из реальных расходов. Сегодня в цепочке ценообразования квадратного метра стоит достаточное количество «посредников», без которых строителю ни подключить дом к электричеству, ни согласовать вовремя документы или сделать экспертизу проекта, но все это, как мы понимаем, по особому прейскуранту.

В ЖКХ расходы на оплату услуг и продукции естественных монополий составляют 70–80% от стоимости содержания жилья. Счета потребителей неуклонно растут, при этом мы сталкиваемся с использованием лишних звеньев при закупках любых материалов. В торговых сетях из-за затрат поставщика товара на так называемые «бонусы» сетям суммарное давление на конечную цену товара всех наценок и выплат составляет от 20% до 60%.

Дает о себе знать порой и несовершенство нашего законодательства, что автоматически приводит к административным барьерам. К примеру, введение в отношении сельскохозяйственной продукции обязательной сертификации привело к значительному ее удорожанию, и, как результат, продукция малого и среднего бизнеса становится неконкурентоспособной на рынке в части цены. Более того, зачастую обязательная сертификация является просто дублированием действий других контрольно-надзорных органов (санитарно-эпидемиологических, если рассматривать в качестве примера пищевую продукцию, – орган по сертификации в данном случае проверяет лишь наличие их разрешительных документов). А ведь каждый дополнительный разрешительный документ – это дополнительные затраты, которые опять же переносятся на конечного потребителя.

На наш взгляд, правительство и администрация президента должны крайне серьезно относиться к информации ФАС относительно юридических и бюрократических препятствий для бизнеса, ведь любое такое давление приводит либо к банкротству бизнеса и росту безработицы, либо к росту цен для потребителя и, как следствие, к продолжению стагфляции. Все это противоречит задачам оздоровления экономики и финансовой системы, которые ставят перед собой президент и правительство РФ.

Отдельно хочется коснуться аспектов, связанных с задачей по импортозамещению, поставленной президентом и правительством России. Импортное продовольствие при дальнейшей девальвации рубля будет непременно дорожать, причем объемы импорта ввиду снижения потребительского спроса и ограниченности средств у ритейлеров будут уменьшаться. Значит, нужно замещать импорт отечественными, более доступными товарами, которые не должны уступать импортным аналогам по качеству и потребительским свойствам. Для повышения ценовой конкурентоспособности отечественной продукции абсолютно критичным является установление прозрачного механизма ценообразования. В условиях кризисной экономической ситуации это особенно важно и с политической точки зрения. Президент и премьер призывают госорганы экономить средства. Населению неизбежно придется экономить. Поэтому люди должны чувствовать, что в момент, когда они вынуждены отказывать себе во многом, государство делает все возможное, чтобы не происходило спекулятивных ценовых накруток.

После обвала мировых котировок нефти в России среди политической элиты и представителей сырьевого сектора стало очень модно употреблять выражение «справедливая цена». Быть может, корректнее говорить об «экономически обоснованных ценах», которые должны стать результатом «экономически обоснованных отношений» между бизнесом, властью и населением. Особенно это касается внутреннего рынка. При этом ФАС не только призвана помочь правительству определить экономически обоснованные цены на важнейшие товары и услуги, но и закрепить практику новых «экономически обоснованных отношений», которые перечеркнут тяжелое бремя наследия докризисной экономики. В таком случае главная роль государства состоит в том, чтобы создать максимально прозрачные и комфортные условия для ведения бизнеса в нынешнее предельно некомфортное для экономики время.