Прогноз ВВП: Глубина падения
По официальным документам правительства, в 2009 г. оно ожидает относительно небольшой экономический спад – в 2,2%. Да, конечно, это не очень сильно поможет пресловутому удвоению ВВП к 2010 г., но на фоне ожидаемого спада в еврозоне (на 2,1%) и особенно в США (на 2,6%) выглядит вполне достойно. Мировой кризис, ничего не поделаешь, и мы в нем далеко не худшие.
Однако если оценивать не относительную величину спада, объявленную правительством, а абсолютную величину ВВП, на основе которой рассчитывался исправленный им же бюджет-2009, впечатление меняется.
После того как правительство с потрясающей легкостью снизило прогноз ВВП на 21,5%, или на 11,06 трлн руб. (с утвержденных еще в октябре прошлого года 51,48 трлн до 40,42 трлн руб.), ВВП 2009 г. оказался даже в номинальном выражении, без учета роста цен, ниже ВВП 2008 г. (по данным Росстата – 41,54 трлн руб.) на 2,7%. То есть даже если предположить, что никакого роста цен в 2009 г. не будет, окажется, что экономический спад, заложенный правительством в бюджет, все равно существенно – на пятую часть – глубже спада, о котором то же правительство сообщило обществу и самому себе.
А ведь рост цен будет. Он уже идет – и не только в потребительском, но и в производственном секторе, где возобновился после пятимесячного снижения цен. Цены промышленности в феврале выросли на 2,8% (и превысили инфляцию почти на две трети). Непосредственная причина – рост издержек из-за повышения регулируемых государством цен и тарифов, в первую очередь на газ и электроэнергию. Причина более глубокая – истощение накопленных предприятиями материальных запасов и оборотных средств, за счет проедания которых во многом и шло падение цен. Снижение цен заканчивается вместе с распродажей товарных остатков – и в условиях тотального произвола монополий даже нехватка ликвидности, как в 90-е гг., будет вести не к снижению цен, а к распространению неплатежей и бартерных схем.
Если в январе 2009 г. рост цен в промышленности еще только кое-где начинался, то в феврале он приобрел фронтальный характер и затронул все без исключения укрупненные отрасли. Даже если предположить, что дефлятор ВВП (общий рост цен во всей экономике, а не только в потребительском секторе, который отражается показателем инфляции) в 2009 г. будет ниже официально ожидаемой инфляции (13%) и составит 10%, то при условии нулевого экономического роста ВВП 2009 г. должен составить 45,694 трлн руб.
Сопоставление с этой величиной ожидаемой правительством величины ВВП, на основе которой рассчитан федеральный бюджет на 2009 г., – 40,42 трлн руб. – показывает, что реальный экономический спад, заложенный правительством в федеральный бюджет-2009, составляет не 2,2%, но 11,5%!
Поскольку на деле рост цен в экономике скорее всего будет больше, чем предусмотренные 10%, данная оценка представляется минимальной. Таким образом, правительство, стремясь приукрасить складывающуюся в стране ситуацию и снять с себя ответственность как минимум за длительное и разрушительное бездействие, занизило экономический спад более чем в пять раз.
На этом фоне другие «шалости» – вроде занижения масштабов сокращения прибыли, которое явно будет больше, чем заявленные 25,7% (хотя бы потому, что экономика России стала убыточной, по данным Росстата, еще в IV квартале прошлого года, когда совокупные убытки превысили совокупные прибыли на 442,2 млрд руб.), игнорирование естественного в кризисных условиях падения собираемости налогов, занижение численности безработных (рассмотренный правительством 19 марта прогноз, по которому их будет в 2009 г. 6 млн человек, был превышен еще в январе) – просто теряют свое значение.
Могут сказать, что занижение темпов экономического спада безобидно, ибо оно заложено только в прогноз, а страна живет по бюджету, сверстанному на основе вроде бы правдоподобной номинальной величины ВВП. Однако не стоит забывать, что прогноз социально-экономического развития – сложный и разветвленный документ, часть элементов которого рассчитывается на основе относительных, а не абсолютных показателей, – и более чем пятикратное расхождение последних сделает прогноз несбалансированным.
Кроме того, многие расчеты, имеющие конкретно-экономическое и даже коммерческое значение, делаются и в государственном, и в коммерческом секторе на основе заявлений правительства о снижении ВВП в относительном выражении, а не на основе его абсолютной величины. В конце концов, ключевым ориентиром для экономики служит именно величина экономического роста (или спада), и многие расчеты уже сделаны именно на этой основе, а решения в соответствии с ними уже приняты.
И тем субъектам российской экономики – как предприятиям, так и населению, – которым придется жить в соответствии с этими решениями, предстоит уже в ближайшие месяцы на собственной шкуре убедиться в том, что ложь нерентабельна. Особенно когда носит официальный характер.