Ориентиры: Кризису вопреки


Представители ритейла жалуются на резкое падение оборотов, покупательского спроса и высокие арендные ставки. Владельцы торговых площадей считают, что у ритейлеров все не так плохо.

В декабре прошлого года на конференции «Ритейл-2008», организованной «Ведомостями», Станислав Скачков, гендиректор сети магазинов «Красный куб», заявил: если собственники ТЦ, где находятся торговые точки компании, не снизят им ставки аренды, то «Красный куб» готов закрыть до трети своих магазинов.

Возражая против такой позиции, Вячеслав Каминский, президент инвестиционной группы DVI, приводил свои аргументы: зачастую торговцы просят снижения ставок необоснованно. Из тех, кто просит снижения ставок, далеко не все готовы подтвердить падение прибыли, предоставив финансовую отчетность.

Консультанты, в свою очередь, советуют ритейлерам искать способы сохранять и развивать бизнес. Гендиректор консалтинговой компании Art Properties Наталья Орешина считает, что необходимо заложить в планах на текущий год хотя бы минимальное развитие. Без него любая сеть потеряет долю рынка, восстанавливать которую будет сложнее, чем поддерживать.

Товары на все времена

В начале года стало ясно, что ритейл скорее жив, чем мертв. К примеру, в январе на Ленинградском шоссе открылся ТЦ «Метрополис» площадью 205 000 кв. м с общим количеством магазинов более 200. В нем расположился очередной магазин сети обуви и аксессуаров «Рандеву». По словам сотрудников компании, дела идут хорошо. Очереди у касс подтверждают их слова. Компания Inditex представляет в этом ТЦ сразу несколько брендов: Zara, Massimo Dutti, Stradivarius, Bershka, Oysho. А один из основателей салона британской моды UK Style и Magazin Zing – Андрей Ковалев открыл второй по счету Kix Box (первый находится в ТЦ «Европейский»).

Остаются востребованными и магазины детских товаров. К такому выводу пришли специалисты компании Smart Property в ходе работы над созданием концепции бренда сети модной одежды и головных уборов для детей «Маленькие стиляги».

«Мы промониторили рынок детских товаров и пришли к выводу, что спрос на них практически не падает», – рассказывает гендиректор Smart Property Константин Королев.

Неплохо чувствуют себя и продавцы косметики и парфюмерии. Сотрудник российского подразделения компании Shiseido («Шисейдо Рус») утверждает, что поступления новых партий продукции непрерывны, а раскупают все довольно быстро.

На российский рынок выходит новый косметический продукт из Израиля – соль Красного моря под брендом «Коралл». Представитель компании Ольга Пантюхова уверена, что кризис им не страшен. В настоящее время у компании есть флагманский магазин в Москве на ул. Часовой, 28, и торговая точка «в одном из медицинских центров». Компания ведет переговоры с ГУМом, желая открыть там свой корнер. Пантюхова говорит, что продавать продукт компания хочет именно в таких местах, поскольку он относится к премиальному сегменту.

На некоторых торговых площадях, принадлежавших ранее парфюмерно-косметической сети «Арбат Престиж», открываются магазины сети парфюмерии и косметики «Арбор Мунди», делится управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. Эту информацию подтверждает управляющий партнер компании Panorama Estate Омар Гаджиев. Он говорит, что «Арбор Мунди» расширяет свое присутствие на рынке, у компании уже восемь магазинов в Москве и Подмосковье.

Еще одна косметическая сеть – «Рив Гош» открывает новый 3-этажный магазин в Санкт-Петербурге площадью 1417 кв. м, который станет самым большим в сети. На первых двух этажах будут торговые залы и бар, 3-й займут 10 косметологических кабинетов. Сегмент косметики находится в более устойчивом положении, чем другие. Поэтому кризисные колебания – не помеха для стратегии долгосрочного развития его игроков, подытоживает Гаджиев.

К слову, в Москве «Рив Гош» расположился в Тверском пассаже, на площади, которую ранее также занимал «Арбат Престиж».

Сеть магазинов «Секундочку», предоставляющая мелкие бытовые услуги, также планирует в 2009 г. активно развиваться, запуская каждый месяц десяток новых магазинов. Сфера услуг – одна из самых быстроразвивающихся отраслей потребительского рынка. Ей если и грозит снижение роста, то незначительное, уверены эксперты.

Среди новых тенденций рынка руководитель отдела исследований компании Knight Frank Наталья Сазонова отмечает увеличение количества индивидуальных предпринимателей среди арендаторов ТЦ и расширение рынка субаренды торговых площадей.

Собственники тоже плачут

По словам Натальи Давиденко, руководителя департамента брокерских услуг компании Astera, ритейлеры активно подыскивают новые помещения. Дисконт по ставкам в настоящее время достигает от 10% до 40%, арендодатели идут навстречу арендаторам, сокращают депозиты (максимум – один месяц), предлагают всевозможные варианты рассрочки и т. д., делится Давиденко.

Больше остальных в текущем году пострадают собственники торговых центров узкого профиля (таких, как спорт, дорогая мебель и проч.) и ТЦ класса люкс – более других страдают арендаторы, предлагающие товары класса премиум. В таких местах процесс сдачи в аренду торговых помещений замедлился, девелоперы вынуждены снижать ставку и менять концепцию для привлечения арендаторов, добавляет Сазонова.

Кушать хочется всегда

Представители еще одного сегмента, который эксперты считают рискованным в сложившейся ситуации, похоже, с этим мнением не согласны.

Японцы намерены развивать свое присутствие на российском рынке фастфуда. 15 января 2008 г. «Интерфакс» со ссылкой на главу компании Шуджи Абе сообщил о том, что японская сеть дешевых ресторанов Yoshinoya Holdings Co намерена в марте открыть первый ресторан в России. По оценкам экспертов, сегмент восточной кухни, на который рассчитывает Yoshinoya, в Москве составляет 15–20% от общего оборота ресторанов.

В феврале в столице открылась первая в России торговая точка международной франчайзинговой сети пекарен-кондитерских Beard Papa. Первый ресторан Beard Papa был открыт Юджи Хирото в 1999 г. в Осаке.

Выходит, что кризис торговле не помеха. Общая картина проста: сильные игроки усиливают свои позиции, слабые перешли в тихое отступление.