Доходное место: Вынужденная ликвидация
Покупательские потоки редеют, прибыль ритейлеров падает, магазины начинают закрываться.Иностранные марки, которые намеревались выйти в Россию в этом году, пересмотрели свои планы. Не теряют оптимизма торговцы, работающие в дешевых сегментах.
Досталось всем
Относительно стабильно чувствуют себя ритейлеры, предлагающие товары первой необходимости: продукты питания, лекарства, средства личной гигиены. Компании, которые продают товары других категорий (книги, одежда, ювелирные украшения и проч.), уже успели ощутить на себе все сложности экономической ситуации.
Комментировать ситуацию, связанную с закрытием торговых точек, владельцы сетей и представители торговых марок в большинстве случаев отказываются. Еще в апреле прошлого года экс-директор федеральной розничной ювелирной сети «585» Георгий Побелянский, отмечая, что в Москве действует четыре магазина сети и четыре в области, утверждал, что «это только начало». В планах компании было довести число магазинов в столице до 200. Однако в настоящее время удалось обнаружить только один работающий в Москве магазин – на Старом Арбате.
На запрос «Ведомостей» с просьбой прокомментировать ситуацию пресс-служба сети прислала письмо о том, что «с некоторых пор внешний PR сети закрыт». По словам сотрудников магазина, этот магазин «последний из оставшихся».
В российском представительстве компании Maratex, владеющей правами на распространенные торговые марки класса масс-маркет (Aldo, Companys, Orsay, Esprit), не ответили на вопрос о планах по поводу сохранения и закрытия магазинов. В компании Inditex, представляющей на российском рынке одежды известные торговые марки (принадлежат права на марки Zara, Bershka, Pull and Bear, Massimo Dutti, Stradivarius, Oysho, Zara Home, Uterque), ответили, что ни одного магазина закрывать не планируют, но об уровне спада покупательской активности говорить отказались.
По данным Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ), планы иностранных компаний сегмента fashion по самостоятельному выходу в Россию пересмотрены: они вновь ищут местных дистрибуторов. Из-за непрогнозируемого падения спроса, девальвации и усложнения таможенного режима открытие официальных представительств Dior, Chanel, Louis Vuitton, Max Mara, Escada, Kiton в России в 2009 г. не состоится. Торговые марки Converse, His, Kookai, Diesel и т. д. не перезаключают закончившиеся контракты на дистрибуцию в РФ.
Еще в декабре прошлого года коммерческая дирекция сети «Арбат Престижа» уведомила поставщиков о прекращении своего существования. Правда, многие эксперты рынка связывают это не с кризисом, а с арестом владельца сети Владимира Некрасова. Его арестовали в январе прошлого года, заподозрив в уклонении от уплаты налогов. От одной из крупнейших парфюмерных сетей столицы остался один магазин в ТЦ «Атриум». Да и тот работает не в полную силу и будет закрыт в I квартале этого года. Незаложенные помещения, оставшиеся в собственности сети (в ТЦ «Атриум», и объект на ул. Сергия Радонежского), ранее оценивались участниками рынка в $27 млн.
Институт глобализации и социальных движений (ИГСО) в начале февраля распространил пресс-релиз, в котором было сказано о серьезных проблемах в отрасли книготорговли. Специалисты ИГСО констатировали избыток нереализованных товаров у компаний при возрастающем дефиците платежных средств.
«В 2009 г. многие предприятия ожидает банкротство, рынок литературы значительно сократится. Книги продаются все хуже, и ожидать перемен к лучшему не приходится. Кризис начинает сказываться на населении, которое не может тратить по-старому», – отмечает Борис Кагарлицкий, директор ИГСО. По его словам, даже 30%-ное снижение стоимости аренды для магазинов не улучшит положения книготорговых компаний.
За 2008 г. объем книжного рынка в России, по данным ИГСО, существенно вырос. В 2007 г. он оценивался приблизительно в $2 млрд. По результатам 2008 г. его объем увеличился до $2,5–3 млрд. Однако уже осенью прошлого года обнаружились признаки стагнации, а затем стремительного спада. Новогодний всплеск продаж оказался почти на треть меньше, чем год назад. Неприятной новостью стала ликвидация ряда книжных магазинов, чего в 2007 г. не было. Так, в декабре 2008 г. сеть книжных магазинов «Букбери» закрыла три из 17 магазинов.
Руководитель центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов считает, что ликвидация грозит 30–45% магазинов страны. По его словам, распродаж в 2009–2010 гг. не избежать.
По словам Натальи Аристовой, пресс-секретаря компании «Евросеть», в конце января закрылся салон связи, расположенный на Тверской, 17. Всего с ноября прошлого года, по ее словам, было закрыто около 200 салонов компании, расположенных по всей России. Сейчас у «Евросети» почти 4100 точек.
Это не означает, что компания сокращает количество торговых точек из-за кризиса, уверяет Аристова, это всего лишь разумная оптимизация издержек.
«Еще несколько лет назад салоны «Евросети» открывались практически везде, где были свободные места. Сейчас такой необходимости нет, и мы можем более тщательно выбирать расположение салонов», – объясняет она. И добавляет, что там, где арендодатели идут навстречу, предлагая хорошие арендные ставки, «Евросеть» оставляет салоны.
Аристова утверждает, что даже если компания закроет 10% от общего числа работающих салонов, то потеряет не более 5% продаж и значительно улучшит показатель EBITDA. Флагманский дворец связи (Тверская, 4) работает и, по словам пресс-секретаря, закрывать его не собираются.
По данным отчета компании Sony, чистая прибыль за девять месяцев текущего финансового года (который заканчивается 31 марта 2009 г.) упала в 5 раз, делится генеральный директор компании Smart Property Константин Королев. По его мнению, этот показатель отлично характеризует изменение спроса на предметы долгосрочного пользования.
Резко сократились объемы потребительского кредитования населения, что в первую очередь сказалось на объемах продаж и, соответственно, оборотах ритейлеров. Увеличиваются безработица и социальная напряженность, связанная с риском потерять работу, – в таких условиях люди накапливают средства на черный день, ставший, как никогда, осязаемым понятием, сокрушается Королев.
Модный и недоходный
«Замедление потребительского спроса повлечет пересмотр не только тактических программ ритейла, но и стратегических планов всех участников рынка», – говорит Мария Сморчкова, генеральный директор АПРИМ.
В целях сохранения доли рынка и дохода ритейлеры закрывают неприбыльные магазины в необоснованно дорогих ТЦ и открываются там, где предлагаются более выгодные условия, подчеркивает она. Очевидным этот процесс станет в марте, а полная картина рынка сложится к новому сезону – августу – сентябрю текущего года, считает Сморчкова.
В 2008 г. динамика продаж сегмента fashion по сравнению с 2007 г. оказалась положительной, но оптимистичные прогнозы роста в 13–15% не оправдались. По данным Fashion Consulting Group, на конец прошлого года объем российского рынка одежды не превысил $37 млрд. В сентябре 2008 г. из-за кризиса владельцы сетей вынуждены были пересмотреть долгосрочные планы развития за счет открытия новых объектов.
Согласно информации АПРИМ продажи одежды в III квартале 2008 г. сократились в среднем по стране на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Эти данные отражали преимущественно снижение спроса в регионах. Но уже в декабре прошлого года уменьшение продаж одежды в России составило 30%, когда падение спроса достигло и крупнейших городов страны.
Ежегодные рождественские распродажи не дали обычного эффекта, маржа торговцев сократилась вдвое, расстроена Мария Сморчкова. «Приоритетная задача владельцев бизнеса сегодня лежит в удержании доли рынка. При этом многие понимают, что в ближайшие два года для этого им придется работать в ноль», – сетует она.
Сокращение объема заказов на сезон весна – лето/2009 составляет в среднем 20%. На осень – зиму/2009 ожидаемый прогноз сокращения – 40% по сравнению с текущим периодом. Более точные данные, по словам Сморчковой, появятся по окончании сезонных выставок в Европе и России в феврале – марте текущего года.
Отечественные фабрики, способные отшивать модную одежду, можно пересчитать по пальцам. По словам экспертов рынка, открывать производство в России при стабильном курсе рубля было невыгодно, поэтому все заказывалось за рубежом. Но после повышения летом корректировки таможенной стоимости импорт одежды в Россию существенно подорожал, по некоторым позициям – в разы. Возросшая в последние годы конкуренция сократила маржу ритейлеров вдвое. Поднимать цены уже давно некуда, и если раньше владельцы марок рассчитывали на рост оборотов в России за счет открытия новых магазинов и развития в регионах, то сейчас тренд будет обратным.
«Последствия этого кризиса для fashion-ритейла в отличие от 1998 г. будут гораздо сильнее, и выходить из него придется гораздо дольше. Главное – в стране нет и в ближайшее время не будет растущей динамики спроса», – подытоживает Сморчкова.
Дешевое лидирует
Финансовый кризис вытесняет с рынка и ритейлеров, продающих товары первой необходимости. В октябре 2008 г. «Ведомости» сообщали о том, что холдинг «Марта» был вынужден закрыть сеть магазинов «Гроссмарт» (190 магазинов площадью более 210 000 кв. м). Тогда Игорь Сырцов, генеральный директор УК «Марта», заявлял, что прекращение развития сети было связано с необходимостью сокращения издержек и недостатком оборотных средств.
В ноябре прошлого года стало известно о том, что один из крупнейших ритейлеров – «Мосмарт» объявил о закрытии 54 магазинов «Мосмартик» в столичном регионе. Руководство сети объясняло это убыточностью магазинов. В то же время руководство сети подчеркивало в заявлениях СМИ, что «Мосмарт» намерен продолжать развивать другие направления. К примеру, открывать гипермаркеты. В планах компании на 2009 г. – открытие 10–20 магазинов.
В декабре прошлого года стало известно, что известный бизнесмен Олег Бойко закрывает сеть продуктовых магазинов «Смак». Представитель инвестхолдинга Finstar, управляющего активами бизнесмена, подтвердил эту информацию «Ведомостям». Речь шла о закрытии почти 30 магазинов, которые оказались нерентабельны «из-за финансовой обстановки».
В конце января на сайте арбитражного суда появилась информация об иске компании «Самохвал», владеющей сетью одноименных продуктовых магазинов, о признании себя банкротом. На сайте самой компании можно найти объявление о продаже в числе прочих активов 16 торговых помещений в Москве, Московской области и Рязани (общая площадь – 53 200 кв. м, стоимость – 2,9 млрд руб.).
Компания «Дикси», по словам президента группы Ильи Якубсона, намерена развиваться и открывать новые торговые точки преимущественно на арендованных площадях. За семь первых месяцев 2009 г. компания собирается открыть 100 магазинов, отметил он. Во II квартале возможен пересмотр плана, если ситуация в экономике сильно ухудшится.
Компания планирует открывать новые магазины преимущественно формата «дискаунтер», хотя Якубсон не исключает появления нескольких мегамаркетов (компактный гипермаркет площадью в среднем 2194 кв. м). Также на условиях аренды. Прошлогодние планы «Дикси» были реализованы полностью: открылось более 100 магазинов. Правда, шесть магазинов все же были закрыты, что президент группы объясняет изменившимися условиями рынка и конкурентной среды.
По прогнозам Ильи Якубсона, ко второй половине 2009 г. серьезными темпами будет идти процесс консолидации отрасли. Особенно неуверенно чувствуют себя мелкие и региональные сети, которые обременены крупными долгами.
Еще один крупный ритейлер – Х5 Retail Group планирует потратить в 2009 г. на открытие новых магазинов $500 млн. Предпочтение отдается арендованным площадям и популярному сегодня формату дискаунтеров. Сеть «Магнит» также решила расширить формат магазинов «у дома»: вместо запланированных 250 сеть откроет 350–400 точек.
«В любом случае люди ели, едят и будут есть, и вопрос только в одном – куда сместятся предпочтения потребителей», – говорит председатель Союза независимых сетей России Ирина Канунникова. По ее мнению, премиальные сегменты будут испытывать трудности, а вот дешевый увеличит свою долю на рынке.