«У нас свободны порядка 7 млрд евро», - Петер Лешер, председатель правления Siemens
У Siemens нет антикризисной программы и практически нет потребности в рефинансировании до 2011 г., хотя из-за кризиса реализацию некоторых проектов Siemens все же откладывает2000
председатель правления, президент и гендиректор Aventis Pharma в Японии
2002
член совета директоров Amersham plc и президент отделения Amersham Health
2004
президент и гендиректор GE Healthcare Bio-Sciences (Великобритания)
2006
президент отделения Global Human Health в Merck & Co.
2007
председатель правления Siemens AG
Siemens
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОНЦЕРН. Оборот – 77,3 млрд евро, из них от операций в России – 1,2 млрд евро (данные за финансовый год, завершившийся 30 сентября 2008 г.). Чистая прибыль – 5,9 млрд евро. Акционеры: в свободном обращении – 85,7%, у семьи Сименс – 5,58%. Капитализация – 43,5 млрд евро. Производит электронику и электротехнику для различных отраслей промышленности, энергетики, здравоохранения. Штаб-квартира в Мюнхене. Имеет подразделения в 190 странах мира. Портфель заказов – 93,5 млрд евро (из них в России – более 2,2 млрд евро).
В кризис сильные становятся сильнее, а слабые – слабее, считает Петер Лешер. Он не перестает уверять, что у Siemens дела идут отлично. Ответ почти на каждый вопрос он сводит к словам о том, что Siemens занимает первое, ну в крайнем случае второе место в тех секторах, где работает, считает, что «есть все основания утверждать, что Siemens [от кризиса] будет сильнее»: «Мы выигрываем, потому что всегда реализовывали консервативную финансовую политику».
– Вы говорите, что Siemens хорошо подготовилась к кризису (см. врез). Но не верится, что концерн вовсе не почувствовал его влияния.
– Конечно, кризис нас тоже затронул. Выполнение некоторых проектов, пока не скажу каких, в том числе в России, пришлось отложить. Но, как показали итоги I квартала (начало финансового года – 1 октября. – «Ведомости»), мы активно достойно ему противостоим. Объем продаж вырос на 7%, а портфель новых заказов по-прежнему превышает наш оборот. В итоге прибыль от основной деятельности секторов компании выросла почти на 20%. К тому же 70% нашей продукции предназначено для долгосрочных инфраструктурных проектов, которые меньше подвержены влиянию кризиса. В 2009 финансовом году мы настраиваемся на то, что будут и трудные кварталы.
– Какова сейчас долговая нагрузка компании?
– Этого я не скажу. Скажу лишь, что у нас превосходная ситуация cо свободными средствами – их порядка 7 млрд евро. Кроме того, Siemens, как крайне надежная и прибыльная компания, может легко получить банковские кредиты или открыть банковские линии, т. е. мы имеем превосходную финансовую гибкость, которую можем сейчас использовать.
– Почему Siemens вышла из совместного проекта с французским производителем ядерного топлива Areva?
– Мы по-прежнему владеем 34% акций Areva-NP. Но в данный момент мы хотим более активно участвовать в сфере ядерной энергетики и прежде всего вновь обрести свободу действий в управлении своим бизнесом. В рамках нынешнего партнерства с Areva это невозможно, поэтому мы и предложили Areva выкупить наш пакет акций.
– Совместно с «Росатомом» мы создадим рабочую группу для изучения возможности нашего сотрудничества и взаимодействия в области ядерной энергетики. Мы много лет сотрудничаем с «Росатомом» по другим проектам – по строительству АЭС «Белене» в Болгарии, двух АЭС в Словакии. В этих проектах мы специализируемся на неядерном оборудовании для АЭС – турбинах второго контура и автоматизированных системах управления технологическими процессами. В дальнейшем речь может также, к примеру, пойти о наших компетенциях в области проектного менеджмента. Мы надеемся, что уже к весне сможем подготовить программу стратегического партнерства, выработав конкретные направления взаимодействия.
– Насколько важен российский рынок для Siemens?
– Россия – очень перспективный и стратегически важный для нас рынок. В России мы расставили важные вехи: подписали шесть стратегических соглашений о сотрудничестве. Недавно за два дня работы в Москве мы провели 150 встреч с клиентами, представителями центральных и региональных властей. Встречались с министром энергетики, представителями администраций Свердловской области и Екатеринбурга. Подписали меморандум о совместном проекте по разработке мер, повышающих энергоэффективность в Екатеринбурге. С министром транспорта обменялись мнениями о дальнейшем сотрудничестве в области высокоскоростных проектов в России. В особенности что касается высокоскоростной трассы Москва – Санкт-Петербург. Но мы также говорили о трассе Москва – Адлер. Это актуально в преддверии готовящейся Олимпиады.
– Зачем вам проект в Екатеринбурге?
– В области энергоэффективности мировое сообщество ставит амбициозные цели. Из этого и вытекает важность исследования, которое мы собираемся проводить в Екатеринбурге. Во второй фазе этого проекта мы хотим начать реализовывать конкретные пилотные проекты. Мы можем реализовывать проекты, начиная с производства и передачи энергии, поставки энергосберегающих ламп и т. д. Мы проводили подобное исследование в Лондоне, и выяснилось, что для повышения энергоэффективности есть масса рычагов и механизмов. По Лондону мы определили порядка 200 таких рычагов и расставили их по определенной шкале приоритетов. На этой основе выстраиваются различные проекты. То же самое будет и по результатам исследования в Екатеринбурге. Думаю, эти проекты выходят за рамки Siemens – принимать участие в них будут и другие российские и немецкие предприятия. Но у нас сейчас самый крупный в мире объем бизнеса по энергоэффективным и экологичным проектам, по итогам 2008 финансового года – 19 млрд евро.
– Как кризис повлиял на ваш бизнес в России? Ведь только в сфере энергетики произошло сокращение инвестпрограмм, и многие контракты по поставке оборудования если не сорваны, то под угрозой срыва...
– В целом ситуация будет осложняться. Но Siemens работает в России с 1853 г. – мы пережили немало трудных времен и всегда проявляли себя надежным и стратегическим партнером. И нынешний кризис используем как шанс выстоять и добиться новых успехов. Для этого создана хорошая база – в 2008 г. наш портфель заказов в России вырос на 84%.
– Как оцениваете свою долю на российском рынке энергооборудования? Считаете ли своими конкурентами российские машиностроительные предприятия?
– Российский рынок очень велик, здесь хватит места всем: и нам, и нашим конкурентам. К тому же мы активно сотрудничаем со многими российскими предприятиями и организациями. Это и «Росатом», и «Силовые машины», где у нас 25% плюс 1 акция.
– Siemens в свое время вела переговоры с Владимиром Потаниным о выкупе у него акций российской компании, но тот продал их компании Алексея Мордашова, который сейчас владеет 55% акций «Силовых машин». Вы все еще хотите стать владельцем контрольного пакета акций «Силовых машин» или переговоры на эту тему не ведутся?
– Нас устраивает существующий расклад среди акционеров. У нас отличное сотрудничество с г-ном Мордашовым. Уже налажено лицензионное производство малых и средних турбин Siemens, на очереди подписание соглашения по турбинам большой мощности.
– Вы планируете реализовывать в России проекты в области альтернативной энергетики?
– Мы во всем мире лидеры рынка по ветряным электростанциям морского базирования, также поставщики компонентов для солнечной энергетики. Это важный стратегический рынок по всему миру. Но в России мы пока говорим о референтных проектах. В самой начальной предпроектной стадии находится работа над сооружением такого объекта в Краснодарском крае. Уверен, что в будущем мы сможем принимать участие во многих подобных проектах.
– Насколько перспективна реализация проектов в области возобновляемой энергетики?
– Конечно, другие страны продвинулись в этой теме куда дальше – ветряные парки в Германии, Англии, Испании. Альтернативная энергетика станет важным пунктом намечаемой программы стимулирования американской экономики президента США Барака Обамы. Надеюсь, что Siemens примет участие в реализации этой программы. Но думаю, что и здесь, в России, будут рассматриваться варианты дальнейшего развития сегмента по возобновляемым источникам энергии и мы, как поставщики соответствующих технологий, будем готовы участвовать. Мы ведем с нашими российскими партнерами переговоры в этой области.
– А от идеи покупки блокпакета «Трансмашхолдинга» и стратегического партнерства с ним вы отказались?
– В данный момент мы ведем переговоры в основном по проектам, которые у нас есть, а не о долевом участии в капитале. Спекулировать же относительно возможностей на будущее не хотелось бы. Любые возможности для бизнеса нам интересны. Сейчас у нас есть СП по производству преобразователей для подвижного состава. Сотрудничаем и в других областях – например, поставляем комплектующие для подвижного состава.
– Как развивается сотрудничество Siemens и РЖД?
– Мы ведем переговоры о локализации производства электровозов в России. Это производство не только для нужд России, но и для международных рынков. Меморандум о взаимопонимании уже подписан, сейчас ведутся переговоры по параметрам проекта.
– На какие крупные заказы РЖД рассчитываете?
– Мы ведем переговоры по всей возможной номенклатуре – это касается инфраструктуры, сигнальной техники, подвижного состава. В конце 2008 г. в Россию был поставлен первый высокоскоростной поезд Velaro-«Сапсан». И уже в конце этого года на линии Москва – Санкт-Петербург начнется пассажирская эксплуатация «Сапсанов». Всего в Россию будет поставлено восемь таких составов, в том числе для линии Москва – Нижний Новгород. Подписано соглашение о модернизации сортировочных станций в Черняховске и Усть-Луге. Для нас также интересен проект поставки 54 современных пригородных электропоездов для олимпийского Сочи.
– У концерна были планы по организации в России производства трансформаторов. Насколько это важный проект и самое ли время сейчас для инвестиций в него?
– Недавно с губернатором Воронежской области мы подписали соглашение о намерениях. Siemens будет строить совершенно новый завод. Что касается инвестиций, то вложения в размере 35 млн евро не составляют никаких проблем для такого большого концерна, как Siemens. У нас есть достаточный простор для инвестиций в России.
– Почему вы остановились именно на Воронежской области? Местные власти посулили какие-то льготы?
– В сравнении с другими предложениями это самое выгодное. К тому же в Воронеже успешно действует другое наше предприятие – Центр аутсорсинговых IT-услуг, где работает около 450 программистов и специалистов по компьютерным технологиям.
– Как развиваются ваши совместные российские проекты со Strabag?
– Siemens сотрудничает в России со Strabag в реализации проекта «Надземный экспресс» в Санкт-Петербурге. Это комплексный проект на базе государственно-частного партнерства. По замыслу властей Санкт-Петербурга эта линия отдается победителю тендера в концессию на 30 лет. Siemens вместе со Strabag, «Базэлом» и ВТБ создали консорциум, который успешно прошел предквалификационный этап. Подача тендерной документации перенесена на 26 мая. Siemens совместно со Strabag готова принять участие в инфраструктурных проектах по подготовке Олимпиады-2014 в Сочи. Strabag – в качестве строительной компании, а Siemens – в качестве технологического партнера.
– Какова ситуация с поставками в Россию медицинского оборудования Siemens?
– В 2008 г. наш концерн выиграл тендер на поставку в Россию оборудования для восьми центров высокотехнологичной медицины – компьютерных, магниторезонансных и позитронно-эмиссионных томографов, рентгеновских аппаратов и приборов для УЗИ. А в ходе нашего визита в Москву мы подписали рамочное соглашение с компанией «Петромед» о поставке такого оборудования еще для семи таких центров. Как известно, в России запланировано создание в общей сложности 15 таких центров.
– Чем вы занимаетесь в свободное время?
– Все свободное время, которого у меня немного, я стараюсь проводить со своей семьей. Зимой мы все вместе катаемся на лыжах, летом любим смотреть футбол.
Siemens и кризис
«У нас нет никакой антикризисной программы. Еще в хорошие времена мы позаботились о том, чтобы оградить себя от плохой погоды. В рамках внутренней перестройки, которая длилась последние полтора года, провели ряд важных стратегических мероприятий. Мы четко сфокусировали всю деятельность концерна на трех секторах: медицинская техника, все, что касается промышленной автоматизации и вопросов инфраструктуры, и третье – это энергетика. Наиболее прибыльным в I квартале 2009 финансового года был сектор индустрии: его прибыль в 907 млн евро почти втрое превысила показатель сектора здравоохранения. В 2008 г. мы в значительной степени избавились от остатков нашего телекоммуникационного бизнеса и расстались с направлением, которое занималось автомобильными компонентами, решив инвестировать средства в более прибыльные сферы бизнеса. А по тем сегментам, которыми мы сейчас занимаемся, мы хотим быть номером один или номером два в мире. Речь идет о лидерстве как технологическом, так и на рынке. И по 2/3 нашего бизнеса эта цель уже достигнута. Например, в области медицинской техники мы расширили имеющиеся предложения: у нас выросло направление лабораторной диагностики (in vitro). И сейчас мы единственная компания в мире, которая может предложить весь комплекс – от лабораторной диагностики до IT-решений. Самый широкий диапазон продукции и услуг мы предлагаем и в энергетике, и в промышленности. Мы хотим воспользоваться кризисом как шансом: пытаемся изучить для себя все эффективные возможности для дальнейшего развития».