Рынок еще вернется
Внимание рыночных игроков всего мира сейчас приковано к действиям государств. Любые, даже самые рядовые высказывания политиков, не говоря уже о главах экономических ведомств или центральных банков, изучаются буквально под микроскопом. И немудрено – сегодня, как никогда, высока цена каждого их слова. Многомиллиардные антикризисные меры, которые пускаются в ход правительствами самых разных стран, словно стремящихся перещеголять друг друга расходами в ходе противостояния надвигающейся полномасштабной глобальной депрессии, уже основательно перекроили мировой финансово-экономический ландшафт.
А ведь это только начало: на очереди все новые госвливания в поддержку конкретных отраслей, компаний и финансовых инструментов.
А пока политики и экономисты пытаются в режиме реального времени решать сложнейшие динамические задачи политической экономии, инвесторы, как обычно, ищут наиболее верные возможности извлечения прибыли. Поскольку сейчас самые большие финансовые возможности у государственных властей, писал в одном из недавних комментариев Билл Гросс, управляющий директор инвестиционных фондов PIMCO, разумный инвестор должен не противиться этому, а использовать в своих целях, пытаясь предвосхитить нерыночные операции правительства на рынке, чтобы действовать с опережением по отношению к ним. Можно переформулировать инвестиционную рекомендацию Гросса так: против лома нет приема. Сегодня вместо скрупулезной оценки и сопоставления фундаментальной стоимости активов нужно всего лишь тщательно отслеживать все мимолетные позывы со стороны государств, стремясь опередить их действия по спасению от неизбежного краха очередных «священных коров», будь то автопроизводители, ипотечные агентства или региональные бюджеты. Действительно, какой смысл в сложных инвестиционных расчетах и формулах, если все они могут быть опровергнуты принятым с кондачка неожиданным политическим решением?
К счастью, все не так просто. При всей своей мощи и известном самодурстве государства тоже оперируют в рыночной среде и волей-неволей вынуждены подчиняться ее неписаным правилам и логике. Всякая попытка идти рынку наперекор (подобная незатейливым инсайдерским упражнениям российского правительства по поддержке «голубых фишек») рано или поздно карается потерей вложенных средств. И это еще в самом лучшем случае, ведь долгосрочные последствия намеренного искажения рыночных сигналов могут быть гораздо более тяжелыми.
Даже наличие огромных финансовых ресурсов тоже дело, как известно, временное. В результате неразумной политики накопленные резервы могут быть пущены по ветру за чрезвычайно короткий срок (как это произошло с практически уполовинившимися за четыре месяца валютными резервами ЦБ РФ). Кризис неизбежно приводит к повсеместному падению бюджетных доходов, а растущие дефициты тоже надо будет как-то финансировать. Так, в странах ЕС в текущем году средний прогнозный бюджетный дефицит составит ни много ни мало 4% ВВП, а ожидаемый даже при оптимистическом сценарии разрыв в финансировании российского консолидированного бюджета-2009 примерно соответствует объему накопленного резервного фонда.
Разумеется, монетарные власти всегда могут деньги «напечатать», например, выдавая ничем не обеспеченные кредиты. Однако и это, судя по всему, не выход: рано или поздно реальная угроза дефляции в развитых странах должна отступить, и инфляционные риски вновь выйдут на первый план. Издержки высокой инфляции хорошо известны, и мало где ответственные политики готовы подвергать им электорат.
«Значит, возьмем в долг на рынке!» – успокаивают себя государственные власти по всему миру. Не факт! Толерантность инвесторов вовсе не безгранична. Стоит напомнить, что первый в этом году аукцион по размещению 10-летних облигаций Германии (а это самый надежный заемщик в Евросоюзе!) с треском провалился: предложенные процентные ставки показались покупателям слишком низкими. Аналитики опасаются, что даже рынок американского госдолга, которому отводится ключевая роль в стратегии борьбы с мировым кризисом, заметно переоценен; употребляется даже слово «пузырь».
А способность рыночных заимствований под приемлемые ставки иррационально действующего правительства сама по себе вызывает очень большие сомнения. Достаточно заметить, что, несмотря на инвестиционный рейтинг, спрэд (премия за риск) по российским государственным внешним долгам по сравнению с сопоставимыми американскими составляет сейчас 600–650 базисных пунктов, или 6–6,5% (а это уровень июня 1998 г.); по данному показателю мы уступаем разве что Аргентине, Венесуэле и Украине. Представляется, что с потенциальным привлечением крупных сумм на рынке внутреннего долга в условиях поддержания конвертируемости национальной валюты и слабо контролируемого ее курса ситуация вряд ли обстоит намного лучше. Поэтому воображаемая легкость получения рыночных займов никого не должна дезориентировать. Да и с нерыночными займами отнюдь не проще: тот же МВФ сейчас сам испытывает острый недостаток ресурсов для кредитования, и предоставление с его стороны сколько-нибудь значимых средств вероятно только при самом катастрофическом развитии событий.
Так что рынок жив и расплата неотвратима. Пока государство в силе, инвесторы играют на его стороне, но как только силы правительства иссякают, рынок уже будет восставать против любых неразумных его инициатив. Падение резервов само по себе уменьшает возможности дальнейшего противостояния реалиям. Несмотря на кажущееся всесилие государств, им рано или поздно придется осознать ограниченность своих возможностей и соизмерять принимаемые меры с рыночной логикой.