Угольная пробка
Около 720 000 т угля скопилось на подступах к дальневосточным портам. Внутренний спрос на уголь упал, компании пытаются продать его на экспортНа припортовых станциях Дальневосточной железной дороги в ожидании перевалки грузов простаивают более 100 поездов с углем, сообщила пресс-служба РЖД. На 6 февраля 2009 г. на российских железных дорогах находилось более 12 000 полувагонов с углем назначением на станцию Находка-Восточная, в том числе на Дальневосточной железной дороге – 8500 шт. Вагоны стоят и в портах Темрюк и Посьет, говорится в пресс-релизе монополии. РЖД уже обращалась в Минтранс и к руководителям портов по вопросу организации выгрузки вагонов, но ситуация не поменялась, жалуется представитель РЖД.
В одном поезде около 60 полувагонов, в каждом полувагоне помещается около 60 т угля, говорит представитель РЖД. Получается, что в пробке на подходе к портам стоят около 360 000 т угля, а всего на железных дорогах находится около 720 000 т, адресованных порту. Стоимость этих грузов может составлять $50–85 млн в зависимости от вида угля, посчитал аналитик «Уралсиба» Николай Сосновский.
Отправителя грузов в РЖД не называют. Представитель «Распадской» уверяет, что ее угля на подъездах к портам нет, представители СУЭК и «Мечела» от комментариев отказались. Но источник, близкий к «Мечелу», рассказал, что не дошли до дальневосточных портов и находятся сейчас на дорогах около 1100 полувагонов компании (около 66 000 т угля). Частные операторы раньше уголь не возили по причине низкой доходности его транспортировки, говорит сотрудник РЖД. А сейчас ситуация поменялась: высокодоходных грузов (металл, руда, строительные грузы и т. д.) стало меньше, так что частники вынуждены браться и за перевозку угля, объясняет он причину пробок. Порты с этим потоком не справляются, а корабли вовремя за грузом не подходят, объясняет сотрудник РЖД. ПГК оценивала, что избыток вагонов при российском парке около 1 млн сейчас составляет около 200 000 вагонов.
В пробках виноваты и морозы, добавляет менеджер одной из угольных компаний: уголь смерзся, и разгружать его сейчас невозможно. Сейчас спрос на уголь внутри страны и на Украине сократился почти на 50%, поэтому компании стали загружать вагоны на экспорт, еще не имея твердых контрактов, – в надежде, что, пока они в пути, контракты будут подписаны, считает аналитик Deutsche Bank Ольга Окунева. Источник, близкий к «Мечелу», возражает: компания везет в порты только те объемы угля, заказы на которые подтверждены, «брошенных вагонов среди них нет».
Представитель РЖД не сказал, сколько вагонов компании ждут своей разгрузки. Представитель «Трансгрупп АС» (возит в том числе уголь «Кузбассразрезугля») заявил, что вагонов компании в этой очереди нет. Представители Fesco и ДВТГ не отвечали на звонки.
Представитель Минтранса рассказал, что сейчас анализирует ситуацию в морпортах, а 12 февраля в РЖД пройдет совещание, на котором будут обсуждаться вопросы своевременной разгрузки и выработки схем работы приватного подвижного состава.