Еда вместо одежды
Кризис открыл перед операторами сетевых ресторанов и кафе новые возможности. Теперь они могут арендовать помещения, которые были слишком дорогимиПивной бар «SПб бар» в середине января открылся на Невском пр-те, 8, в помещении, которое раньше сдавали как офис. С прошлого лета сеть, состоявшая из семи баров, увеличилась на четыре заведения, в этом году планируется еще несколько открытий, сообщил представитель компании.
В середине декабря холдинг Ginza Project открыл на месте магазина одежды МСМ на Казанской ул. «Шарлоткафе» со средним чеком 500 руб. Кафе восточной кухни «Халяль» заняло бывшее помещение аптеки на 1-й Красноармейской ул.
Рынок недвижимости стал более привлекательным для общепита, говорит генеральный директор УК «Вкус» (сеть «Мikс») Денис Радзимовский. Заоблачные прежде цены теперь снизились в среднем на 20–30%, по отдельным точкам скидка достигает 50%. Впрочем, затраты на открытие не снижаются, потому что оборудование за это время подорожало на 20–30%, добавляет он.
Сеть «Две палочки» достраивает ресторан на Московском пр-те, 4. Снижение инвестиционных издержек не очень значительно, однако удается договариваться о существенных отсрочках платежей и о скидках на работы, говорит директор сети по маркетингу Яков Пак. За январь даже самые привлекательные помещения упали в цене аренды на 35–40% по сравнению с декабрем прошлого года, добавляет он.
В сегменте street-ритейла предложение превышает спрос, подтверждает директор по развитию Praktis CB Сергей Федоров. На пике арендных ставок летом 2008 г. помещения на Невском сдавались по $15 000–20 000 за 1 кв. м в год, а теперь многие владельцы снизили ставки вдвое, говорит он.
С рынка аренды выбыли многие ювелирные магазины, магазины одежды, электроники, а они занимали помещения с хорошей проходимостью, которые очень интересны рестораторам, констатирует президент холдинга «Евразия» Алексей Фурсов. Теперь собственники предлагают ставки в два раза более низкие и даже иногда готовы делать ремонт за свой счет, доволен он.
Из-за кризиса люди меньше ходят в рестораны. В премиум-сегменте продажи снизились на 30%, оценила консультант петербургского офиса Jones Lang LaSalle Анна Никандрова. Сегмент общепита неоднороден, наиболее стабильны сети быстрого питания, полагает Федоров.
Раньше арендодателей останавливало то, что к предприятиям общественного питания есть ряд требований СЭС и пожарных, сейчас много свободных площадей и собственники стали более лояльно относиться к рестораторам, говорит Ольга Корнилова, директор департамента брокериджа коммерческой недвижимости АРИН.
Директор департамента брокерских услуг ASTERA St.Petersburg Людмила Рева оценивает актуальную ставку для операторов общепита в 900–1000 руб. за 1 кв. м/мес. Стоимость аренды скоро снизится еще, надеется Пак. Тогда сеть «Две палочки», по его словам, может задуматься даже о передислокации действующих ресторанов в более выгодные по стоимости помещения.