Спрос иссяк
По многим небольшим американским компаниям нанесен серьезный удар. Причина – колебания курсов валют и снижение спроса со стороны зарубежных клиентов, для которых услуги американских производителей вдруг оказались слишком дорогиВ начале года даже самые маленькие из американских компаний часто находили новых клиентов на растущих иностранных рынках. Высокие цены на нефть, природный газ и другое сырье способствовали росту экономики в Дубае, России и Канаде – и побуждали к расходам.
Но за последние недели доллар укрепился по отношению к многим основным мировым валютам – и внезапно те же самые американские товары за рубежом значительно подорожали. Иностранные клиенты перестали покупать американские товары. «Произошел поворот на 180 градусов: раньше никто не обращал внимания на расходы, а теперь все начали считать деньги», – говорит Лари Хардинг, основатель и президент консалтинговой компании High Street Partners, помогающей компаниям выйти на зарубежные рынки. В итоге, добавляет он, маленькие и средние компании, имеющие зарубежное присутствие, по большей части сейчас находятся в режиме «поживем – увидим». И «мы наблюдаем значительное замедление» зарубежной экспансии.
Изменение ситуации отразилось на дистрибуторе строительного оборудования Hoffman International из Нью-Джерси. Весной и летом доля зарубежного бизнеса, включая Северную Африку, Ближний Восток, Латинскую Америку и часть Европы, выросла на 40% по сравнению с предыдущим годом. Значительная часть этого роста пришлась на Россию, говорит Муся Туманян, старший вице-президент Hoffman, где компания наблюдала «гигантский наплыв» заказов от компаний, желающих обойти их традиционных поставщиков из Западной Европы. Российский бизнес помогал Hoffman компенсировать падение спроса в США.
«Я не видела такой чувствительности к валютным курсам за 30 лет торговли с зарубежными странами», – говорит Туманян, добавляя, что первое, что делают клиенты, – это считают, сколько можно купить на их валюту именно в этот день. Для фирмы с почти 90-летней историей наступили тяжелые времена, говорит она: «Перспективы безрадостные». В подобной ситуации оказался и Роддан Паолуччи из компании Palos Verdes Estates, штат Калифорния, занимающейся созданием брендинговых и маркетинговых программ для роскошного жилья, в том числе разработкой веб-сайтов и рекламных кампаний. Когда в прошлом году рынок высококлассного жилья в Южной Калифорнии начал слабеть, Марк Паолуччи, президент компании, быстро переориентировался на зарубежный рынок, где помогал находить желающих приобрести квартиры стоимостью в несколько миллионов долларов. В течение трех кварталов этого года он находил покупателей на Ближнем Востоке, в России и Канаде. Когда в июле фирма отправилась в поездку с презентацией, несколько инвесторов из Дубая и Москвы сделали заказы на его услуги не глядя. А один инвестор из Дубая с помощью Паолуччи приобрел за несколько миллионов долларов жилье для своего сына, который собирается учиться в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
Сейчас, говорит Паолуччи, продать дорогое жилье так быстро уже не получится. Даже в Дубае, где экономика по-прежнему растет, богатые инвесторы более консервативно тратят деньги. Каждый месяц, говорит он, прибыль немного снижается, поскольку клиенты отказываются от маркетинговых услуг и выездных презентаций, за которые они платят фиксированную или почасовую плату. Если ситуация в экономике не изменится, он надеется, что в 2009 г. компания хотя бы не принесет ему убытков.