Глобализация: Выиграть в кризис
У текущего кризиса есть положительные стороны для развивающихся стран. Пройдя его, они обретут гораздо больший вес в международных экономических организациях. Китай, Индия, Бразилия, Россия и др. получат больше возможностей добиваться изменений мировой экономической политики в своих интересах.
Для этого есть две взаимосвязанные причины. Во-первых, финансовый кризис ослабил США и Европу. У них не хватит возможностей или желания тратить ресурсы на поддержание миропорядка, сложившегося после Второй мировой войны. Заполнять этот пробел придется развивающимся странам.
Во-вторых, вес и влияние развивающихся экономик еще больше укрепятся. Многие ведущие финансовые организации и предприятия Запада, которые не будут национализированы, окажутся во власти капитала из Китая или стран Персидского залива. А текущий раунд глобальных переговоров демонстрирует, что ради сотрудничества с развивающимися странами развитые государства готовы позволять им участвовать в определении правил международной торговли.
Чтобы получить максимальный выигрыш, будущим законодателям международной жизни требуется четко определить свои интересы и приоритеты.
Им следует добиваться новых правил, которые снизят вероятность финансовых кризисов и смягчат их последствия. Предоставленные сами себе глобальные финансовые рынки в хорошие времена готовы давать слишком щедрые кредиты по чересчур низким ставкам. Но стоит наступить плохим временам, доступ к кредитам прекращается. Единственная эффективная мера – антициклическое управление движением капитала. Оно уменьшит объем зарубежных кредитов во время экономического подъема и предотвратит бегство капитала во время спадов. Вместо того чтобы высказывать недовольство ограничениями, МВФ следует активно помогать странам их внедрять.
Кризис дает шанс увеличить прозрачность во всех сферах. Благодаря банковской тайне счетов в Цюрихе, Майами, Лондоне и т. д. бизнесмены из развивающихся стран успешно уклоняются от налогов, недоплачивая бюджетам около $100 млрд в год. Развивающиеся страны должны добиваться введения «налога Тобина» на финансовые спекуляции. Достаточно низкая ставка (например, 0,25%) на международные валютные операции не окажет существенного влияния на мировую экономику, но может помешать краткосрочным спекуляциям и принести сотни миллиардов долларов дохода. Эти деньги могут быть потрачены в общественных целях: на вакцинацию от тропических болезней, внедрение экологичных технологий, содействие развитию отсталых стран. Административные сложности нового налога легко преодолеть, если ведущие государства мира присоединятся к этой инициативе. Взаимодействие держав позволит добиться (под угрозой изоляции) сотрудничества со стороны офшоров.
В рамках ВТО развивающиеся страны должны закрепить «пространство стратегий», позволяющее им придерживаться такой системы торговли и промышленной политики, которая необходима для развития их экономики. Сейчас многие инструменты, которыми в свое время пользовались ведущие державы для успешной глобализации, запрещены или ограничены правилами ВТО (например, субсидии, ограничения доли иностранного капитала и запрет на инженерный анализ запатентованных продуктов).
Однако вместе с ростом влияния повышается и ответственность. Развивающиеся страны должны быть готовы оплачивать часть мировых общественных благ и поступиться рядом позиций, чтобы умерить опасения развитых стран. Так, Китай, Индия и Россия должны принять на себя часть ответственности за борьбу с парниковым эффектом, а суверенные фонды – смириться с большей открытостью и дать гарантии того, что они не будут использованы в политических целях.
Развивающиеся страны должны признать, что «пространство стратегий» – обоюдоострый инструмент. Средний класс США, чье благополучие президент Барак Обама сделал своим приоритетом, страдает от конкуренции, вызванной глобализацией. Главный экономический советник президента Ларри Саммерс не раз говорил об отрицательном эффекте глобализации для американских рабочих.
Если развивающиеся страны станут жаловаться на протекционизм каждый раз, когда озвучиваются подобные опасения, особой пользы им это не принесет. Экономические и политические реалии требуют более тонкого подхода к сотрудничеству и двусторонних уступок в ходе переговоров. Откровенный протекционизм недопустим, но без поддержки среднего класса богатых стран сохранить режим мировой торговли таким же открытым, как в последние годы, будет крайне сложно.