Глобалист: Эпоха мелких войн
Министерство обороны США утвердило директиву, призывающую американских военных стать «столь же эффективными в иррегулярных столкновениях, как и в традиционной войне». Это значит, что стратегия и тактика локальных войн будет занимать умы генералов, так же как их любимое занятие – подготовка к третьей мировой. Но повод ли это для радости?
Министр обороны Роберт Гейтс больше не верит, что главная угроза Америке исходит от «стран-агрессоров». Их место заняли «несостоявшиеся государства». Об этом он пишет в статье для журнала Foreign Affairs. Афганистан и Ирак выявили уязвимое место супердержавы. Партизаны, вооруженные АК-47 и самодельными бомбами, смогли причинить Америке такой урон, которого не смог добиться СССР со всем его ядерным арсеналом.
За семь лет в Афганистане и пять в Ираке американцы хоть с опозданием, но узнали, как должна вестись «война с терроризмом». Гейтс хочет структурировать этот опыт. Он хочет увеличить дипломатический корпус и штат Агентства по международному развитию. Он убеждает, что американским войскам нужно как можно меньше воевать самим. Предпочтительнее использовать непрямые действия, усиливать потенциал союзников. Он даже считает, что Америка должна удовлетворять требования недовольных, среди которых террористы вербуют сторонников.
Мало кто будет скорбеть, если «шок и трепет» отложат на дальнюю полку. Беспокоит то, что приоритетом минобороны становятся локальные войны. Опыт, который Гейтс хочет обобщить, заключается в наращивании контингента. Американские военные верят, что эта стратегия сработала в Ираке и Афганистане. На самом деле слишком рано судить, смогла ли Америка установить прочный мир в Ираке. А что до войны в Афганистане, то, на мой взгляд, она обречена, сколько солдат туда ни посылай.
Иррегулярные войны имеют такую же долгую историю, как и классические. До сих пор себя оправдывали только два метода их ведения: ограничение прав и свобод и крайняя жестокость. Причем последний чаще, чем первый. Ни один из них не может быть использован США. Современные войны ведутся в свете журналистских софитов и при пристальном внимании юристов. Жестокости британцев в Малайе и французов в Алжире привели их на скамью подсудимых. Воздействие на общественное мнение становится решающим фактором. Россия узнала это на опыте войны с Грузией.
Гейтс утверждает, что в ближайшее время Америка не намерена вести конфликты, аналогичные войне в Ираке или Афганистане. Но добавляет, что она может столкнуться с «аналогичными вызовами в ряде регионов». В военной сфере действует закон Сэя – предложение создает спрос. Я опасаюсь, что экспертам по подавлению мятежей потребуются новые войны, чтобы проверить на практике структурированные знания.
Нет сомнений, что Обама – больший дипломат, чем Буш. Но нет и надежды на то, что «маленькие войны» Америки скоро закончатся.