Apple «не знает, как сделать компьютер за $500»
Накануне Рождества компьютеры Apple стали продаваться хуже, чем у конкурентов. Те дают покупателям большие скидки, а Apple упорно не желает следовать их примеруС начала года показатели Apple были лучше среднерыночных, несмотря на то что корпорация избегала продавать технику со скидками. Но в ноябре стали заметны первые признаки ослабления Apple. Прежде всего ухудшение коснулось сегмента настольных компьютеров Macintosh, где продажи упали на 35%, замечает Стив Бейкер из аналитической компании NPD Group. По данным NPD, продажи компьютеров Macintosh в США сократились в ноябре на 1% по сравнению с тем же периодом 2007 г., хотя весь рынок ПК в целом за тот же период прибавил 2%. Тем не менее продажи ноутбуков Apple по-прежнему растут быстрее, чем у других производителей.
В начале 2008 г. спрос на «макинтоши» был значительным, тогда как компьютеры на базе операционной системы Windows, наоборот, были менее популярны.
Конкуренты Apple, в частности Dell и Hewlett-Packard, в этом году прибегли к скидкам раньше, чем обычно; в ряде случаев цены на их ПК были снижены почти на 50%. Но гендиректор Apple Стив Джобс в октябре заявил: цены на «макинтоши» снижаться не будут. «Нас не очень волнует, что кризис заставит потребителей покупать более дешевые ПК, – сказал Джобс. – Мы не знаем, как сделать компьютер, который стоил бы $500 и был бы не просто куском железа».
Аналитик Goldman Sachs Дэвид Бейли в понедельник снизил прогноз прибыли Apple на 2009 г. «Уже сейчас начали появляться тревожные признаки, – поясняет он. – В первые два квартала следующего года рыночная ситуация станет еще более суровой, потребительский спрос будет и дальше падать». «Ноябрьские данные показывают, что удешевление ПК на базе Windows и рост популярности так называемых нетбуков ценой примерно $300 наконец сказались на бизнесе Apple, – продолжает его коллега из Piper Jaffray Джин Манстер. – Видно, что потребитель стал более чувствительным к цене». Впрочем, аналитик верит, что Apple и в 2009 г. будет развиваться успешнее рынка: она увеличит поставки ПК на 10%, тогда как рынок сократится на 5%. Кроме того, компьютеры Apple – более прибыльная продукция, чем ПК других сборщиков, добавляет аналитик Sanford Bernstein & Co Тони Сакконаги: «У ноутбуков MacBook маржа близка к 20%, а у конкурирующих продуктов не превышает 6%».