Пора экономить на фантиках
Производители продуктов пытаются победить потребительскую депрессию с помощью новой упаковки. Большинство компаний на ней экономит, но некоторые, наоборот, тратят большеС октября производители продуктов резко увеличили количество заказов на разработку более дешевой упаковки, рассказала Марина Сташенко, управляющий партнер консалтинговой компании Organica. До этого клиенты больше интересовались проектами, делающими упаковку дороже. У Organica доля проектов по экономии в общем объеме заказов за три месяца выросла с 10–15% до 40%. Удешевить упаковку пытаются производители замороженных и сыпучих продуктов, а также кондитеры, сократившие продажи в премиальном сегменте в 2008 г. на треть, объясняет Сташенко. Многие отказываются от многослойной упаковки из пропилена и картона в пользу однослойной, приводит она пример. Клиентов Сташенко не называет: с ними подписано соглашение о конфиденциальности. А у компании Depot WPF количество заказов на разработку новых продуктов и упаковки осенью на 20% превысило плановые показатели, делится Алексей Андреев, президент агентства. К Depot WPF приходят региональные мясоперерабатывающие заводы и производители соков, заказывающие самые экономичные решения, например линейку соков трех видов в 2–3-литровых пакетах. Теперь такой ассортимент востребован у розничных сетей, объясняет Андреев, не называя заказчиков. Производители пытаются снизить цены на продукты, потому что покупатели стали экономить. Исследователи компании «Ромир-панель» заметили, что расходы россиян на самые необходимые товары осенью росли медленнее, чем летом. Тогда как продукты, наоборот, дорожали быстрее: за лето их стоимость выросла на 2,2%, а за осень – на 3,6%, свидетельствует Росстат.
Бумажная экономия
Троицкой бумажной фабрике (ТБФ), входящей в «Базэл», стремление компаний сэкономить на упаковке пошло на пользу. Если до 2008 г. продажи предприятия, выпускающего упаковочную бумагу, стагнировали, то в этом году они оживились, что стало особенно заметно осенью: к примеру, в октябре они увеличились на 16%, уверяет Светлана Куль, директор по маркетингу ТБФ. У фабрики появилось несколько новых крупных клиентов, например «Макфа» и McDonald’s. Отпускная цена за 1 т влагопрочной бумаги, использующейся для упаковки, из-за падения цен на сырье и снижения курса рубля у ТБФ теперь на 100–150 евро ниже, чем у зарубежных конкурентов, объясняет Куль. Она добавляет, что ТБФ сейчас ведет переговоры о поставках даже с компаниями из Юго-Восточной Азии.
Уход «Макфы» – единичный случай в практике финской UPM, все остальные клиенты продолжают закупки, парирует Рауно Ниемела, директор компании по продажам бумаги в России. Однако она признает, что в этом году из-за кризиса продажи UPM в России вырастут меньше запланированного показателя в 20%. Желание поменять поставщика у «Макфы» возникло давно, но только сейчас удалось найти бумагу подходящего качества, рассказала начальник отдела тары и упаковки компании Елена Белая. Искать более дешевое сырье для упаковки – первое, что будут сейчас делать производители продуктов, считает Александр Бойко, исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков.
По данным Белой, перейти на российскую бумагу сейчас спешно пытаются многие производители сыпучих продуктов, пытаясь снизить долларовые риски. Правда, никто из конкурентов «Макфы», опрошенных «Ведомостями», в таком намерении не признался.
радужные перспективы
Иностранные производители, раньше российских столкнувшиеся с кризисом спроса, пытаясь снизить затраты, переходят с пластиковых контейнеров на картонные, а с алюминиевых банок – на ПЭТ-бутылки, говорит Олег Савин, руководитель информационного отдела портала Unipack.ru. Например, французские виноделы Boisset Family Estates в этом году стали поставлять в супермаркеты США и Японии «Божоле нуво» в пластиковых бутылках вместо стеклянных, снизив цену вина с $20–30 за бутылку до $12–13, вспоминает Савин. Корпорации убедились, что даже незначительные изменения в упаковке позволяют существенно сократить издержки, добавляет он. Например, Unilever решила в Европе использовать в упаковке соусов, салатов и заправок семь цветов вместо 170. Это нововведение, названное «Проект «Радуга», по оценке агентства LFH, консультанта Unilever, позволит ей экономить $26 млн в год. А потребитель даже не заметит разницы между ярко-желтым и просто желтым цветом на упаковке, объясняет директор по корпоративным отношениям «Юнилевер Русь» Ирина Бахтина. Правда, решение об использовании этого хода в России пока не принято. Если примеру Unilever последуют производители упакованных товаров по всему миру, общая экономия достигнет $5 млрд в год, приводит оценку LFH adage.com. Переход на более скромную упаковку с меньшим количеством цветов и отказом от золотой краски может снизить себестоимость продукта на 50%, замечает дизайнер Артемий Лебедев.
Дело будущего
В России производители недавно задумались об «антикризисной» упаковке и, поскольку процесс смены «обертки» требует времени, покупатель заметит перемены только в 2009 г., считает Вадим Журавлев, исполнительный директор брендингового агентства Mildberry. Компании будут делать акцент на недорогие продукты, уверен он. Примеры уже есть: производитель овощных консервов среднего сегмента (50–60 руб. за банку 0,5 л) поручил разработать новый бренд и упаковку для дешевых консервов, добавляет Федор Абрамов, гендиректор агентства «ТТ пресс». А производители и продавцы колбас сейчас закупают самое простое упаковочное оборудование для продуктов массового спроса, тогда как еще в начале года были больше востребованы линии для нарезки и вакуумной упаковки деликатесов, рассказывает Руслан Гадельшин, инженер по продажам оборудования «Мультивак рус».
Пока об изменении упаковки готовы рассказывать компании, давно занимающиеся этим процессом. Например, российский McDonald’s. В начале 2009 г. сеть ресторанов сменит поставщика бумажных стаканчиков для горячих напитков – итальянскую компанию Seda на российского производителя, рассказала Светлана Полякова, директор по связям с общественностью российского подразделения McDonald’s. Переговоры ведутся с компанией Huhtamaki, выпускающей бумагу на заводе в Подмосковье.
«Лебедянский» летом стал использовать более дешевый гофрокартон для транспортной упаковки соков. В результате в год компания сэкономит примерно $2 млн, рассказал Александр Костиков, директор по связям с общественностью компании. Пивоваренная компания «Балтика» к концу 2008 г. увеличила долю оборотных бутылок в своем производстве до 35% против 25% в 2006 г. Бутылка со вторичного рынка обходится компании в 5–6 руб., на 20–35% дешевле новой, объяснила Юлия Шевлякова, ведущий специалист по PR компании: «В наших планах – довести долю оборотной тары до 40–45%».
Против течения
Компания «Калипсо» (бренд «Астраханское изобилие») в декабре собирается вывести на рынок марку овощных маринадов ценой 400–500 руб. в итальянских банках (стоимость банки – 120 руб.), рассказал Дмитрий Миркин, гендиректор «Калипсо». До сих пор компания выпускала овощные консервы розничной ценой 50–70 руб. в банках Камышинского стекольного завода (цена тары – 2–10 руб.). С помощью необычной упаковки «Калипсо» надеется оказаться на полках премиальных сетей. Миркин считает, что во время потребительской депрессии инновационная тара поможет привлечь покупателей, да и рентабельность у дорогих маринадов выше.
Больше тратить на упаковку будет и табачная БАТ. В конце ноября она выпустила сигареты Dunhill King Sizе, упакованные вместо фольги в коробочку с герметичным клапаном. Инвестиции в линию новой упаковки на фабрике в Санкт-Петербурге составили около $8 млн, рассказала представитель БАТ Светлана Усатова. Этот шаг должен поддержать имидж премиального бренда Dunhill, добавляет она.