Технологии рынка: Модели для девелоперов
На современном рынке недвижимости макеты – обязательный инструмент для привлечения инвестора или потенциального покупателя.Российские девелоперы давно стали завсегдатаями различных инвестиционных и архитектурных выставок. Для наглядной демонстрации проектов, как правило, используются макеты и трехмерные модели. Зачастую именно в виде макетов можно увидеть большинство остающихся пока на бумаге проектов в сегменте жилой и коммерческой недвижимости. Стоимость таких макетов иногда превышает стоимость подмосковной квартиры. Поэтому девелоперы предпочитают возить свои драгоценные макеты с одной выставки на другую.
«В нашей компании есть макеты для всех существующих проектов. На выставку MIPIM-2008 изготавливались специальные миниатюрные макеты самых интересных проектов ГК «Пересвет», например жилого комплекса на ул. Вавилова, торгового центра сети «Апрель», офисного комплекса «Пересвет-Плаза», – говорит менеджер по рекламе «Пересвет-Регион» Галина Калашникова.
По словам гендиректора ГК «Город богов» Виктора Тришина, «омакечиваются» обычно недешевые здания и поселки, но иногда даже небольшие области и районы обзаводятся макетами». «На прошедшем недавно инвестиционном форуме в Сочи я видел такие макеты, – приводит пример эксперт. – Раньше те же компании использовали бумажные распечатки. Потом начали использовать 3D-модели, но в настоящее время их используют меньше». На MIPIM-2008 экспозиции на стенде «Российские регионы» были проиллюстрированы именно макетами.
Необходимые затраты
Стоимость макета варьируется в зависимости от различных факторов. «Все зависит от материалов, масштаба проекта, размеров самого макета. Цена может быть и 100 000 руб., и 500 000 руб. Макеты, которые изготавливают для специализированных выставок, часто нестандартны, оригинальны. Макеты, которые потом используются как демонстративный материал в офисах продаж, – это более подробные и детализированные варианты, на которых покупателю можно продемонстрировать окна будущей квартиры, балкон, парковочное место и т. д.», – рассказывает Галина Калашникова.
По словам пресс-секретаря ГК «МИАН» Светланы Фуфаевой, качественный макет одного дома из немецкого пластика стоит около $20 000. «В макете должны быть подсветка изнутри, создающая эффект заселенного дома, подсветка снаружи, необходимая, если макет будет стоять в темном помещении», – описывает она.
«Цена макета зависит от его площади и степени детализации, от того, будет макет переносным или на стационарной платформе, будут ли в нем предусмотрены движущиеся элементы, фонтаны с настоящей водой. Цена зависит и от того, какие дополнительные элементы будут на макете: объекты инфраструктуры, детские площадки, деревья, кусты, ограды, бордюры», – говорит директор по маркетингу компании «Миэль-Новостройки» Елена Комова. По ее словам, простейший макет стоит около $6000.
По словам Виктора Тришина, для XI Архитектурной биеннале в Венеции его компания представила несколько макетов, стоимость каждого из которых начиналась от 200 000 руб. «Стоимость макета, во-первых, зависит от трудозатрат, во-вторых, большое значение играют использующиеся технологии и материалы. Например, макет храма в Санкт-Петербурге мы покрывали сусальным золотом, что, конечно, недешево. Самый дешевый – это пластик ПВХ, оргстекло и дерево стоят уже дороже. Кроме того, чем более детализированный требуется макет, тем его стоимость будет выше», – говорит он.
Руководитель отдела по связям с общественностью инвестиционно-девелоперской компании «Сити – XXI век» Сергей Лядов связывает стоимость изготовления макета со сроками, масштабом работы и задач, которые преследует заказчик. «Макет размером 1,5 х 1,5 м с созданием в миниатюре ландшафта и фасадов за три недели до выставки может быть оценен в сумму до $120 000», – приводит он пример. По его словам, «макеты могут включать мобильные элементы, например движущиеся машины и железнодорожные поезда, даже падающие снежинки на фоне окон домов».
По словам Виктора Тришина, макет башни Федерация» для Венецианской биеннале стоил около 1 млн руб. «Визуально макет достаточно прост: всего две башни, две перемычки, которые соединяют их, центральный шпиль, нижние этажи. Но из-за непростой геометрии макет оказался сложен в исполнении. Он целиком состоит из пластов оргстекла, которое выводилось вручную, а затем полировалось. Это большой объем ручной работы», – рассказывает он.
«Макеты для Венецианской биеннале были собраны в рекордно короткие сроки. Всего за восемь месяцев макетно-модельная мастерская «Города богов» подготовила 15 экспонатов, которые отличаются филигранным исполнением и детальным сходством с оригиналом. При изготовлении большинства экспонатов были использованы нетрадиционные для макета методы. Так, «Дом-яйцо» создавался с использованием модельной техники, а при изготовлении макета «Помпейского дома» были применены технологии, используемые в фасадном декорировании. Этот макет украшает ручная роспись», – говорит Виктор Тришин. По его словам, при работе над макетом развлекательного центра «Фристайл-Парк» специалисты макетно-модельной мастерской не только в точности воспроизвели внешний облик здания, но и воссоздали его интерьер. В итоге в разрезе макета можно увидеть снежные горы, окруженные деревьями, и извилистые водные горки аквапарка.
«Другой сложнейший проект «Города богов» – макет Ледового дворца на Ходынском поле. Его изготовление заняло у специалистов мастерской четыре месяца. Образец составлен более чем из 7000 деталей, вырезанных из тонкой авиационной фанеры. Особое внимание было уделено его прочности и устойчивости – макет установлен на прозрачный постамент под наклоном 90 градусов», – рассказывает Тришин. Таким образом, по его словам, высокая стоимость макетов складывается из вполне осязаемых вещей.
Единственная возможность для экономии в данном случае – это многократное использование макетов. «Целесообразнее использовать макет более одного раза, а не делать один макет на единственное мероприятие», – говорит Светлана Фуфаева. По словам Галины Калашниковой, макеты можно использовать сколь угодно долго, если они не разрушатся при многочисленных транспортировках. «Однако даже если макет часто катается по выставкам и какие-то мелочи нарушаются, то потом можно провести реконструкцию», – добавляет она.
«Мы работаем с представительскими макетами, которые часто выставляются и ездят по миру. На них мы даем гарантию до двух лет. Хотя в нашей мастерской есть макеты, которым уже по 15 лет, и они прекрасно сохранились», – подтверждает Виктор Тришин. «При правильной эксплуатации макет можно использовать сколь угодно долго, во всяком случае, на срок реализации объекта недвижимости, составляющий обычно 2–5 лет, его ресурсов точно хватит», – говорит Елена Комова. А поскольку тратить относительно большие деньги на изготовление макета для одного мероприятия нерационально, компании дают им вторую жизнь – ставят в офисе продаж, для того чтобы потенциальные покупатели могли оценить внешний вид объекта и понять расположение своей будущей квартиры относительно окружающей инфраструктуры. Кроме того, фотографии макета используют в рекламных целях.
Некоторые девелоперы свои макеты страхуют. «Эта мера поможет в случае повреждений дорогостоящих проектов», – говорит Виктор Тришин. Некоторые компании предпочитают другие механизмы защиты. Например, по словам Галины Калашниковой, «Пересвет-Груп» не страхует свои макеты, так как они «обычно защищены специальным коробом».
Кто их делает
Большинство компаний выбирают производителей макетов на конкурсах, однако в данном сегменте тендеры носят скорее ознакомительный характер. «Конкурсы и тендеры организуются. Но довольно часто, найдя макетную мастерскую, которая удовлетворила нашим запросам, мы останавливаемся на ней и с ней сотрудничаем дальше», – говорит Галина Калашникова.
«Специализированные макетные мастерские могут быть как самостоятельными организациями, так и структурами в составе архитектурных бюро. Подрядчика выбирают на основании комплекса факторов: цены, сроков выполнения работы, предоставляемых организацией возможностей», – говорит Сергей Лядов. По его словам, обычно компания работает на постоянной основе с одним и тем же коллективом и тендеров не проводит, так как в этом случае подрядчик может предоставить большие скидки по сравнению с другими организациями. «Мы работали с такими авторитетными компаниями, как «Макетная мастерская на Брестской», «Первый макетный цех». В целом качеством вполне довольны», – говорит Фуфаева.
Подчас девелоперские компании создают в своей структуре собственные макетные мастерские. Но Галина Калашникова не считает это целесообразным: «Это все-таки разовые работы от случая к случаю».
По словам Виктора Тришина, «некоторые архитектурные студии располагают собственными макетными мастерскими или имеют в штате мастера, поэтому могут изготовить макет своими силами. Например, студия «Меганом» или «Студия Чернихова». «Заказ на изготовление макета ничем не отличается от заказа на любую другую рекламную продукцию. А это значит, что компания-заказчик сама определяет, каким образом строить отношения с подрядчиком. Как правило, уже есть наработанный список контрагентов, к которым обращаются за изготовлением макета к следующему мероприятию», – говорит Елена Комова.
Перспективы макетостроителей
Производители макетов надеются, что спрос на их продукцию сохранится и в будущем. «У хороших мастерских всегда много заказов. На каждый интересный проект делается один или даже несколько макетов. Так, недавно мы получили заказ на изготовление макета поселка экономкласса в Подмосковье, хотя в основном мы работаем с элитными проектами», – говорит Виктор Тришин. Однако, по словам Сергея Лядова, в последнее время все более популярными становятся 3D – виртуальные туры, они к тому же могут оказаться дешевле по сравнению с макетами.
Некоторые участники рынка, особенно работающие в дорогом сегменте, и вовсе отказываются от макетов. «Мы макеты используем исключительно для подстраховки и не делаем на них ставку, предпочитая имиджевые стенды. Многие компании предпочитают красивые виртуальные путешествия по своим проектам. Таким образом продвигаются многие проекты в сегменте жилой и коммерческой недвижимости», – рассказывает руководитель пресс-службы «Инком-Недвижимости» Антон Гололобов.
Однако в ситуации развивающегося кризиса на девелоперском рынке не известно, какие способы продвижения своих объектов будут использовать российские строительные компании в дальнейшем и не откажутся ли они от дорогих макетов вовсе.