В режиме кризиса
Репортеры The Wall Street Journal восстановили хронику драматических событий сентября – октября, когда властям США пришлось бороться с самым тяжелым кризисом со времен Великой депрессииВзгляд в прошлое. Джон Тэйн
генеральный директор Merrill Lynch. «Мировая экономика входит в период спада в эпических пропорциях. Ситуация не похожа на 1987, 1998 или 2001 г. Спад будет больше. Мы должны обратиться к 1929 г., чтобы увидеть такое снижение экономической активности, как сейчас»
На публике председатель Федеральной резервной системы США (ФРС) Бен Бернанке и министр финансов Генри Полсон действуют сообща, но за кулисами их команды нередко конфликтуют. Иногда то один, то другой из них чувствует, что данная ему законом власть недостаточно широка, и провоцирует партнера на более решительные шаги.
Стили работы ФРС и минфина отражают личные качества их руководителей. Дебаты в ФРС напоминают научные семинары, причем бывший ученый Бернанке ведет дискуссию, редко выражая собственное мнение. В министерстве царит жесткая иерархическая система: бывший инвестбанкир Полсон – генерал, который прислушивается к происходящему в войсках, быстро принимает решения и часто проверяет ход исполнения приказов. «Бернанке очень осторожен, и, если у него и есть разногласия с Полсоном, он обсуждает их только с самим Полсоном», – говорит председатель комитета по финансовым услугам палаты представителей Барни Фрэнк.
После того как 9 сентября правительство национализировало ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac, на грани банкротства оказался Lehman Brothers. Потенциальные покупатели ожидали, что власти помогут его спасти. «У правительства нет денег на это», – заявил Полсон нескольким руководителям банков по телефону. Многие были в шоке, им казалось, что правительство не может позволить Lehman погибнуть.
Полсон занял твердую позицию, рассказывают высокопоставленные чиновники правительства: госсредства не могут использоваться для спасения Lehman. Многим в ФРС, включая председателя Федерального резервного банка (ФРБ) Нью-Йорка Тимоти Гейтнера, это казалось неправильным. У руководителя всегда должен быть выбор, говорил его наставник Роберт Рубин. Гейтнеру казалось, что минфин нарушает этот принцип.
Вечером в пятницу, 12 сентября, когда руководители крупнейших банков собрались в здании ФРБ Нью-Йорка, Гейтнер предупредил их, что власти не желают выручать участников рынка. «Думаю, на них [минфин и ФРС] оказывалось сильное давление, чтобы не допустить вмешательства государства. Это позволило бы проверить, насколько жизнеспособен рынок», – говорит Фрэнк.
Полсон хотел, чтобы банки сами спасли Lehman. «Нельзя, чтобы каждый думал только о себе, – пояснил министр. – Вам нужно выработать коллективный план спасения». Но Lehman находился в гораздо худшем состоянии, чем думали чиновники. Специалисты других банков, ознакомившись в выходные с его документами, выяснили, что активы переоценены более чем на $30 млрд.
В покупке Lehman были заинтересованы Bank of America и Barclays, но им хотелось, чтобы часть наиболее проблемных активов взяла на себя ФРС. Бернанке считал, что у него нет на это полномочий. Его ведомство может выдавать экстренные займы, но под надежное обеспечение. «Мы не пойдем на сделку», – мрачно заявил Полсон главам банков в воскресенье.
Полсон, Бернанке и Гейтнер понимали, что рынок окажется в сильнейшем шоке. Нужно «подстелить соломы, чтобы смягчить падение», сказал последний. Стали активно обсуждать идею масштабной помощи финансовому сектору, дискуссию по которой минфин и ФРС вели уже несколько недель (в минфине об этом задумались еще в 2007 г.). Но Полсон не думал, что ему удастся убедить конгресс одобрить многомиллиардные вливания в банки.
В среду, 17 сентября, когда после краха Lehman пришлось национализировать AIG, выдав ей кредит на $85 млрд, а инвесторы в панике обрушили рынки всех активов по всему миру, Бернанке позвонил Полсону и сказал, что больше ничего сделать не может. Полсон должен пойти в конгресс и ходатайствовать о выделении денег и полномочий для спасения компаний, решительно заявил Бернанке и пообещал публично его поддержать.
Следующим утром Полсон сообщил Бернанке, что все-таки обратится в конгресс. Почва для такого шага была подготовлена: еще в конце 2007 г. Полсон поручил сотрудникам разработать экстренный план действий. Он предусматривал, в частности, выкуп плохих активов у финансовых компаний и покупку доли в банках. В администрации Буша план назвали «пожарным»: никто не ждал, что он понадобится.
20 сентября минфин направил конгрессу письмо, прося выделить $700 млрд на покупку у финансовых организаций проблемных активов. Сам Полсон противился покупке долей в банках: он полагал, что тогда придется выбирать, кого спасать, а кого нет, боялся, что банки законсервируют деньги, а не направят их на кредиты.
Палата представителей отклонила предложение. Пока законодатели теряли время, инвесторы теряли деньги: с 18 сентября, когда Полсон впервые рассказал о плане в конгрессе, до его одобрения 3 октября с фондового рынка США испарилось $1,5 трлн.
Бернанке изучал Великую депрессию, и он еще в сентябре 2007 г. начал снижать процентную ставку, опустив ее за год с 5,25% до 1%. «В 1930-х гг. политики начали действовать, только когда многие банки обанкротились. На этот раз меры по спасению были приняты вовремя и очень решительно», – заявил он недавно. «Политика наименьшего вмешательства [в рынок] привела к тому, что мы всегда отставали на один шаг», – возражает бывший главный экономист МВФ Рагхурам Раджан.