Не держите ставку


Министр финансов Алистер Дарлинг в пятницу утром вызвал топ-менеджеров ведущих банков и потребовал, чтобы они отразили в своей кредитной политике снижение официальной процентной ставки с 4,5% до 3%. С министром встречались, в частности, руководители Royal Bank of Scotland (RBS), Nationwide, HBOS, Lloyds TSB, HSBC, Abbey National и Barclays.

В четверг Банк Англии опустил ставку до самого низкого уровня за 54 года. О радикальности этой меры свидетельствует также то, что с 1997 г., когда ЦБ стал независим от правительства, он ни разу не снижал ставку более чем на 0,5 п. п.

После снижения Банком Англии 8 октября ставки на 0,5 процентного пункта лишь 30 из 88 кредиторов снизили ставки по ипотеке в том же размере.

В прошедший четверг только три банка самостоятельно снизили ставки на 1,5 п. п. по ипотечным кредитам с плавающей ставкой, на которые в Великобритании, по данным совета ипотечных кредиторов, приходится 10% кредитов. Lloyds TSB стал единственным, кто понизил стоимость ипотеки с фиксированной ставкой (50% рынка). Между тем более 30 банков вообще перестали предлагать кредиты с процентной ставкой, привязанной к базовой ставке Банка Англии, на которые приходится 40% рынка.

Через несколько часов после встречи с Дарлингом банки сообщили, что ставка по ипотечным кредитам с плавающей ставкой будет снижена на 1,5 п. п. Пока не ясно, какие действия они предпримут по кредитам с фиксированной ставкой и ставкой, привязанной к базовой ставке ЦБ. Банки объясняют нежелание смягчать условия кредитования тем, что из-за кризиса ставки на межбанковском рынке существенно превышают официальную. В пятницу, впрочем, RBS отметил, что после решения Банка Англии ставка LIBOR резко снизилась (по трехмесячному кредиту в фунтах – с 5,561% до 4,496%) и это должно облегчить ситуацию.

Премьер-министр Гордон Браун заявил, что доволен решением банков снизить ставки. «Мы полны решимости [создать условия], чтобы заемщики и мелкие фирмы извлекли выгоду из снижения процентной ставки Банком Англии», – сказал он. У правительства появилась возможность диктовать свои условия: ипотечные банки Northern Rock и Bradford & Bingley уже принадлежат ему, а HBOS, Lloyds TSB и RBS намерены передать ему крупные пакеты акций в обмен на вливание капитала.