Напрасная открытость

Чтобы облегчить слияние с ИД Mediasign, руководство медиакомпании Gameland решило сделать процесс объединения максимально открытым с помощью интернет-сайта integrazia.ru. Эксперты считают идею оригинальной, но вряд ли удачной
О.Королев

Интернет-сайт integrazia.ru заработал в августе 2008 г., сразу поcле объявления о покупке медиакомпанией Gameland ИД Mediasign. Вынести процессы, происходящие внутри объединенной компании, на всеобщее обсуждение ее руководство решило по идеологическим причинам, рассказал исполнительный директор Gameland Давид Шостак. «Медийной компании открытость может принести только пользу», – говорит он. К тому же в издательских домах были разные информационные системы – с разными схемами защиты информации. Нужен был ресурс, одинаково доступный как сотрудникам Gameland, так и сотрудникам Mediasign, сказал Шостак. Самым простым решением с точки зрения IT в этой ситуации оказалось сделать сайт открытым для всех. О каком-либо российском или международном опыте в данном вопросе руководителям Gameland не известно.

Самый объемный раздел сайта посвящен процессу объединения компаний. Перечислены рабочие группы, имена и должности их руководителей и участников, есть раздел ответов на часто задаваемые вопросы и форум. В единственном сообщении форума, датированном 9 сентября, бывшая сотрудница Mediasign, переехавшая в офис Gameland, радуется, что по утрам ее не заставляют петь гимн, что штрафы за опоздание на работу к бывшим сотрудникам Mediasign пока применяться не будут, и дает коллегам несколько советов. В том числе автовладельцам рекомендуется приезжать на работу до 8.50, в противном случае будет трудно найти место для парковки. Других записей на форуме нет.

Через неделю после переезда руководители Gameland провели опрос сотрудников Mediasign о положительных и отрицательных впечатлениях о работе в новой компании. На вопросы анкеты ответило примерно треть списочного состава Mediasign. Основные плюсы и минусы новой работы свелись к быту. 10 сотрудникам не успели провести телефон, еще 10 сказали, что им не хватает места, семеро пожаловались на шум. Лишь двое отметили, что адаптация прошла быстро.

Решение вынести процессы интеграции компаний на всеобщее обсуждение оригинально и необычно, сказал Марк Розин, президент и управляющий партнер «Экопси консалтинга». Но гораздо естественнее, по его словам, было бы сделать подобный сайт внутренним, доступным только сотрудникам объединяемых компаний. При этом не вся информация должна быть доступна всем, часть – лишь штабу слияния, отметил он.

Любой интеграционный процесс – источник самых разных внутренних проблем. Открытость ставит сотрудников в двойственное положение. Психологи называют этот эффект когнитивным диссонансом. Лояльный сотрудник не захочет ни приукрашивать действительность, ни выносить сор из избы, рассказывает Розин. Большинство просто воздержится от комментариев. Поэтому публичный сайт в отличие, скажем, от внутреннего Розин не считает инструментом объединения.

Лишили контроля

Точные параметры сделки ее участники не разглашают. Известно лишь, что она стала возможна в результате выкупа допэмиссии акций Gameland одним из акционеров – УК Troika Capital Partners (TCP). Акционеры Gameland договорились размеры долей не раскрывать, рассказал основатель, гендиректор и председатель совета директоров Gameland Дмитрий Агарунов. Пакет TCP больше блокирующего, но меньше контрольного, говорят в TCP. Крупные пакеты сохранили Агарунов и фонд прямых инвестиций Mint Capital. У топ-менеджеров Шостака и директора по развитию Паши Романовского есть миноритарные пакеты. Агарунов подтвердил, что в результате сделки с Mediasign его доля стала менее 50%. По договору акционеров он сохранил за собой ровно половину голосов в совете директоров, уточнил он. ИД Mediasign до сделки на 100% владел фонд Camden Partners.

Энтузиасты, а не молодежь

Сделка полностью соответствует общей стратегии медиакомпании Gameland, сформулированной при помощи голландского маркетолога Сикко ван Гелдера в 2005 г., рассказал Шостак. Ее основная идея – выпуск пула изданий для сообществ «энтузиастов» (special interest press) и постоянное расширение сферы влияния этих сообществ.

По словам ван Гелдера, он познакомился с Агаруновым в 2005 г. в Швеции. Агарунов посещал занятия Стокгольмской школы экономики, где ван Гелдер читал лекции по маркетингу. Хватило одной беседы за ланчем, чтобы Агарунов пригласил ван Гелдера поработать над стратегией развития бренда Gameland. Ван Гелдер приехал в Москву, потратил неделю на изучение организации и обнаружил, что у нее напрочь отсутствует формальная бизнес-стратегия. И предложил Агарунову начать именно с этого. Процесс составления стратегии Gameland занял около месяца, рассказал ван Гелдер. Писали ее два человека – Агарунов и ван Гелдер, но в работе использовались знания как сотрудников Gameland, так и менеджеров крупных европейских медиакомпаний. В частности, ван Гелдер признался, что прибег к опыту своих знакомых голландских менеджеров крупной европейской медиакомпании Sanoma. Сравнение показало, что если в структуре доходов Gameland доля рекламных поступлений была невелика, то в случае аналогичных изданий Sanoma она доходила до 50%.

Руководители Gameland были убеждены, что работают на молодежную аудиторию, обнаружил ван Гелдер и предложил переключиться на обслуживание «энтузиастов». Рынок, на котором работало издательство, расширился: теперь он определялся не демографией (люди определенной возрастной категории), а психографией (просто увлеченные люди).

В 2006 г. была проведена ревизия стратегии, в целом она не изменилась, добавились лишь новые способы коммуникации с сообществами «энтузиастов» – теперь при помощи мультиплатформенной концепции, сказал Шостак.

Решили использовать однажды созданный контент на нескольких информационных каналах: в печатных изданиях, на радио, ТВ, в мультимедиа, конференциях, интернете, пояснил ван Гелдер.

При подготовке сделки с Mediasign была проведена еще одна ревизия, инициированная TCP. Теперь стратегия верна как минимум до 2012 г., отметил Шостак.

Готовились заблаговременно

Процесс интеграции идет быстро, радуется Агарунов. О сделке было объявлено 8 августа, а 25 сентября компании работали в одном офисе. Но подготовка началась за несколько месяцев до завершения сделки, рассказал Шостак. В штаб интеграции вошли топ-менеджеры обеих компаний: Шостак, Романовский и Денис Калинин, бывший генеральный издатель Mediasign. Координировать работу штаба интеграции пригласили американского специалиста Юджина Эпштейна. Агарунов в процессе интеграции участвует не очень активно: в штаб интеграции не входит, руководит лишь двумя комитетами из 40 – по бренду и HR.

Аудит эффективности процессов интеграции поручили еще одному иностранцу – Ягеву Бен Ицхаку, специалисту по PMI (post merger integration). В России доступных по цене специалистов по объединению компаний в медийной или сервисной сфере просто не нашлось, говорит Шостак: «Мы не можем позволить себе потратить [на услуги консультантов] несколько сотен тысяч долларов, поэтому обратились к небольшим иностранным консалтинговым компаниям».

Все важнейшие решения теперь принимает интеграционный штаб. А их реализацией занимаются интеграционные группы, например по производству, HR, IT, брендингу, финансам, бизнес-процессам. Перед каждой группой поставлены задачи, отчеты о выполнении которых обсуждаются раз в неделю, говорит Шостак.

Одним из самых сложных процессов, по словам Шостака, на первом этапе стала интеграция финансовых систем, ведь они представляют собой визуальное выражение организационной структуры компании (кто кому подчиняется, кто какими ресурсами обладает и перед кем отчитывается за их использование).

При объединении функциональных служб топ-менеджеры старались удерживать себя от стремления к оптимизации. Выбирали лучший вариант из двух существующих, сказал Шостак. Понятно, что любой свежий взгляд на бизнес-процессы выявляет их недостатки. Но доводить все до совершенства в Gameland не стремились, пояснил он.

Например, оценку эффективности сотрудников в Gameland до объединения проводили на основе неполной системы «ключевых показателей эффективности» (KPI). Перед большинством (но не всеми) сотрудников Gameland ставились цели на квартал, выраженные в виде набора KPI. Причем, как правило, среди показателей были не только финансовые. В Mediasign работу сотрудников было принято оценивать только по финансовым показателям. В этом вопросе объединенная компания будет жить по законам Gameland, сказал Шостак.

По опыту Розина из «Экопси консалтинга», в ходе интеграции часто предпринимаются попытки сбалансировать интересы обеих компаний. В результате почти каждое решение – компромисс, а это неэффективно. Гораздо лучше, говорит Розин, использовать объединение как лишний повод для повышения эффективности. Не надо, например, пытаться сочетать системы мотивации двух компаний, лучше создать новую, более простую и совершенную.

Сокращений не избежать

Значительных изменений портфеля изданий в Gameland не планируют и подчеркивают, что из 31 журнала только две пары дублируют друг друга. Самые похожие – Mountain Bike и Mountain Bike Action скорее всего объединят в один. Total Film и Total DVD собираются максимально развести по контенту, говорит Шостак.

На этапе подготовки сделки акционеры Gameland отказались платить за убыточные издания (например, Play, Mobile PC) и они были закрыты руководством Mediasign в декабре 2007 г., рассказал Агарунов. В портфеле Gameland есть якобы дублирующие издания, но только если смотреть на них с точки зрения человека, не разбирающегося в рынке «энтузиастов», уточнил он. Например, «PC-игры», PC Gamer, «Страна игр» – совершенно разные издания, у каждого свои особенности и своя аудитория, говорит Агарунов.

Необходимость сокращения персонала возникла в первую очередь при интеграции функциональных служб: у каждой из них останется один руководитель, говорит Шостак. Менеджеров, проигравших в конкурентной борьбе, руководство Gameland не считает слабыми, просто не всегда для них есть место в новой структуре, уточняет он.

Необходимость оптимизации редакционного портфеля непременно возникнет, утверждает ван Гелдер. В TCP обещают, что Gameland определится с портфелем изданий до конца года.

Впрочем, и Шостак признает, что угроза экономического спада заставила руководство Gameland повысить требования к изданиям. Те из них, что не смогут достичь заранее оговоренных показателей gross profit (т. е. разница между выручкой издания и прямыми расходами на его выпуск и распространение), причем более высоких, чем в прошлом году, будут закрыты, говорит Шостак.

Когда поглощение готовилось, на рынке был огромный дефицит сотрудников, утверждает Агарунов. Поэтому готовились трудоустроить всех. С декабря 2007 г. в Gameland специально не заполняли вакансий, ожидая завершения сделки. Сейчас ситуация изменилась. Штатное расписание сократится примерно на 50 позиций, говорит Шостак. Редакции сокращения практически не затронут, обещает Агарунов.

Даже на выбор времени сделки Агарунов не жалуется. Когда началось падение мировых фондовых рынков, он первым делом подумал, что, возможно, совершил ошибку. Казалось бы, цена на все возможные активы должна серьезно упасть. Но в этих условиях владельцы Mediasign просто отказались бы продавать компанию, считает Агарунов. («Я в кризис точно никому ничего бы не продал», – говорит он.) Да и «Тройка» наверняка отказалась бы профинансировать сделку, утверждает Агарунов.