Антимонопольная политика: Самое время для конкуренции
Кризис – идеальный момент для начала процесса диверсификации российской экономики, и об этом высказались уже многие авторитетные люди. Уже понятно, что государство не может зависеть от двух-трех крупных госбанков и пяти-шести нефтегазовых госкомпаний. Это слишком ненадежная и взрывоопасная экономическая конструкция. Высокий уровень монополизации и откровенно сырьевая направленность российской экономики – это фундамент для внутренних кризисов и чрезмерно острого реагирования на внешние негативные явления, а также гарантия вечного отставания в развитии России от Запада и многих азиатских государств.
Откладывать планы создания реальной рыночной конкурентной среды, ссылаясь на кризис, – большая ошибка. Напротив, очень важно сегодня начать создавать условия, в которых миллионы людей могли бы найти себя, например, в малом и среднем бизнесе.
На самом деле кризис только увеличивает важность поддержки и развития предпринимательской инициативы в стране. Государство физически не сможет удержать в своих руках всю экономику, что было доказано печальными последствиями советской модели. Ее крах, ее системная неконкурентоспособность были обусловлены прежде всего чрезмерной милитаризацией народного хозяйства и его концентрацией в руках государства.
Поддерживая ставшие в последние годы едва ли не главной экономической модой в России госкорпорации, государству принципиально важно не заиграться с этой поддержкой. Не дать госкорпорациям ни малейшей возможности подавлять конкуренцию, списывая на кризис собственный некачественный менеджмент и негибкость своей бизнес-стратегии. То же самое касается и естественных монополий, когда они применяют к другому бизнесу тактику «выжженной земли», как, например, в случае с технологическим подключением к электросетям. В этих случаях к нарушителям будут применены суровые правила так называемых оборотных штрафов, которые уже заставили и чиновников, и бизнесменов считаться с необходимостью соблюдения законодательства о конкуренции.
Итак, основными системными институциональными угрозами для конкуренции на российских рынках являются: формирование госкорпораций; деятельность естественных монополий; риски возникновения картелей; антиконкурентные действия органов власти. Поэтому антимонопольная служба сегодня подготовила второй антимонопольный пакет и совместно с Министерством экономического развития разрабатывает программу развития конкуренции в Российской Федерации. Поэтому мы убеждены, что задачи по развитию конкуренции и демонополизации профильных отраслей должны быть включены в планы работы всех федеральных органов исполнительной власти, а также стать обязательным критерием оценки эффективности деятельности этих органов.
Важно отдавать себе отчет, что если в крупных компаниях начнутся массовые увольнения, чего нельзя исключать в условиях, когда крупные компании могут быть серьезно и на значительный срок ограничены в доступе к кредитным ресурсам, то для государства принципиально важно иметь развитый сектор малого и среднего предпринимательства, способный создавать новые рабочие места и снижать уровень безработицы. Если этот сектор к тому же будет вносить существенный вклад в бюджетную копилку, тем лучше – у бюджета появится дополнительная точка опоры.
Наконец, без диверсификации экономики и развития частной инициативы совершенно немыслим инновационный рывок, который запланирован в программе развития страны до 2020 г. Экономика, основанная на исчерпаемых природных ресурсах, автоматически таит в себе системную угрозу краха, если к моменту истощения богатств недр или замены нынешних энергоносителей их эффективными аналогами у страны не будет других надежных источников дохода. Нефтегазовые корпорации нигде в мире не являются главным источником инновационных технологий. Их роль может сводиться лишь к финансированию некоторых исследований прикладного свойства, увеличивающих эффективность их собственного бизнеса. Но создание альтернативных источников топлива, прорывных нанотехнологий требует не только комплексного (со стороны государства и частного капитала) финансирования, но и бизнес-среды, восприимчивой к инновациям. А таковой может быть только конкурентная среда, в которой идет реальная борьба за потребителя, где находится место инновационному малому и среднему бизнесу, тесно связанному с наукой, венчурным фондам, готовым (даже несмотря на нынешний кризис) вкладываться в рискованные проекты. Инновации придут в бизнес только тогда, когда бизнес будет крайне заинтересован в сокращении издержек, т. е. тогда, когда на рынке будет здоровая конкуренция.
Работа по демонополизации и диверсификации российской экономики предстоит большая. Необходимо максимальное снятие законодательных барьеров для ведения бизнеса в стране. Такие меры должны коснуться всех без исключения малых, средних и крупных компаний. Должен быть жесткий мониторинг законодательства на предмет ограничения предпринимательской инициативы с внесением поправок в законы, нормативные акты, приказы и постановления правительства, препятствующие конкуренции. Особенно важна такая работа в регионах, так как они выпускают крайне тяжелые, а подчас и просто губительные для бизнеса законы и подзаконные акты. Уместно вспомнить, что именно с такого мониторинга законодательства начиналась инновационная экономика в США и Японии. Необходима обоюдная и равная ответственность представителей власти и бизнеса за исполнение законодательства в области развития конкуренции.
Сам ход развития человеческой цивилизации, кардинально увеличивающий стоимость продуктов интеллектуального труда, заставляет государства, претендующие на ведущие позиции в мире, поощрять конкуренцию и максимально диверсифицировать экономику, создавая условия для развития качественно новых сфер бизнеса.