Зерно поплывет из порта Тамани

Масложировые холдинги «Эфко» и «Солнечные продукты» объединяют усилия, чтобы заняться экспортом зерна. Как стало известно «Ведомостям», компании на паритетных началах инвестируют в глубоководный терминал в Тамани
Д. Гришкин
Д. Гришкин

«Солнечные продукты»

Масложировой холдинг. Консолидированная выручка – 17,1 млрд руб. (2007 г., РСБУ). EBITDA –1,78 млрд руб. Основной владелец – основатель и председатель совета директоров Владислав Буров.

«Эфко»

масложировая группа. Выручка ОАО «Эфко» – 11,7 млрд руб. (2007 г., РСБУ). Чистая прибыль – 18,4 млн руб. Основные акционеры ОАО «Эфко» – ЗАО «Эфко продукты питания» (69,65%), ООО «Бунге СНГ» (25%). Основные владельцы – менеджеры Валерий Кустов, Валерий Сергачев, Галина Мюррей.

В ноябре «Эфко» планирует запустить в эксплуатацию завод по производству спецжиров в Тамани мощностью 18 000 т в месяц, а в следующем году там же должен заработать перевалочный терминал для жидких пищевых продуктов емкостью 30 000 т.

«Эфко» в 2005 г. купила в Тамани 11 га в зоне морского порта. И к жировому терминалу хочет добавить зерновой. Компании «достигли принципиальной договоренности», что «Солнечные продукты» приобретут у «Эфко» 50% в юрлице, занимающемся строительством зернового терминала, рассказали «Ведомостям» гендиректора Евгений Ляшенко («Эфко») и Сергей Иванов («Солнечные продукты»). Ляшенко уточнил, что сейчас ведется проектирование терминала. Портовый элеватор, по его словам, должен будет иметь номинальную мощность 250 000 т, годовую пропускную мощность 5 млн т. Терминал сможет одновременно принимать зерно из железнодорожных вагонов и автомашин, мощность транспортера отгрузки на морской транспорт – 2000 т в час.

Проект, по оценкам компаний, сделанным до начала кредитного кризиса, обойдется в $200–220 млн. Финансировать проект «Солнечные продукты» и «Эфко» собираются на паритетных началах. «Доля собственных средств в инвестициях будет зависеть от того, как мы договоримся с банками. Мы не скрываем, что в нынешней ситуации это трудно. Но если не договоримся – просто увеличится срок строительства», – говорит Иванов. «Это очень большой проект, и нам нужен партнер для его реализации, что особенно важно в ситуации кризиса», – считает Ляшенко. Иванов уточняет, что первые документы о совместной работе были подписаны еще в июне и к кризису партнерство отношения не имеет.

На Черном море есть всего три места, где возможно создание экспортных мощностей для зерновых, говорит директор «Разгуляй агро» Алексей Иванов. В Новороссийске, напоминает он, уже действуют два терминала и обсуждаются проекты строительства еще двух, но возможности экспорта ограничены пропускной способностью железнодорожной ветки и станции Новороссийск (они уже работают на пределе возможностей). В Туапсе, продолжает Иванов из «Разгуляя», сложно везти зерно автотранспортом, а из Краснодарского и Ставропольского краев существенная часть урожая доставляется в порты именно так. А в Тамани, по его словам, потребуются дополнительные инвестиции, чтобы порт соответствовал всем стандартам безопасности судоходства. В Тамани необходимо развивать инфраструктуру, но новые глубоководные терминалы на Черном море России «безусловно нужны», говорит гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько.