Конкурентоспособность: География роста
Мы привыкли анализировать конкурентоспособность экономики в разрезе компаний и отраслей, упуская аспект территориальной конкурентоспособности. А это для самой крупной в мире страны с самыми крупными в мире межрегиональными различиями, согласитесь, важно. Простая сумма деятельности эффективных корпораций и отраслей никогда не приведет к сбалансированному развитию страны. Если не заниматься конкурентоспособностью регионов, экономический рост будет продолжать оставаться синонимом роста региональной поляризации.

Чтобы профессионально заниматься повышением конкурентоспособности российских регионов, для начала хорошо бы научиться ее измерять и анализировать полученные результаты. В этом смысле представленный Институтом региональной политики первый в России рейтинг конкурентоспособности регионов IRPEX – это не более, но и не менее чем аналитическая инфраструктура для принятия решений в области обеспечения роста конкурентоспособности страны в территориальном разрезе.
Из прошлого в будущее
Рейтинг – устоявшаяся и удобная форма представления сравнительной информации. Как правило, внимание привлекают собственно ранги – занимаемые регионами позиции. Но мы хотели этим рейтингом представить социально-экономическую систему страны под новым углом зрения.
Излишняя «статичность» рейтингов, их направленность в прошлое или в лучшем случае фиксация настоящего часто снижает практическую применимость результатов. Для стратегического управления конкурентными позициями регионов необходимо понимание и динамической составляющей: нужен анализ не только нынешней ситуации, но и возможностей развития.
Рейтинг конкурентоспособности разработан именно для использования в системе стратегического управления регионами, которое открывает путь для усиления их конкурентных преимуществ, снижения рисков развития и зависимости от внешней конъюнктуры.
Конкурентоспособность регионов в нашем понимании – это далеко не только оценка социально-экономического положения региона, это прежде всего оценка стабильности и устойчивости развития территории. В основе рейтинга 130 факторов, включающих как статистические данные, так и социологию, экспертные оценки. При этом результаты рейтинга не сводятся к простой сумме. Итоговый рейтинг каждого региона включает три параметра (см. таблицу; полностью – на www.vedomosti.ru). Первый – уровень конкурентоспособности региона – отранжирован по трехбалльной шкале (АВС). Второй – устойчивость развития региона – отранжирован по четырехбалльной шкале (АВСD). Третий – определение на основе ФЭСТ-модели доминирующего фактора для развития данного региона: Ф – финансовый, Э – экономический, С – социальный, Т – территориальный.
Смена лидеров
Рейтингование регионов по уровню конкурентоспособности позволяет выявить географические ареалы активного роста по основным для нынешней России типам экономического развития: агломерационный, промышленный, сырьевой и пригранично-портовый. Рейтинг подтверждает, что с точки зрения экономической географии страна вступила в период акцентированного роста строго по каждому из этих типов развития.
При этом по-настоящему устойчивый характер развития, в котором сбалансированы достаточно высокая конкурентоспособность и высокая стабильность, наблюдается лишь в пяти регионах, формирующих южно-приволжскую зону стабильного развития: Краснодарском крае, Ростовской, Волгоградской, Самарской и Саратовской областях.
Вопреки традиционным ожиданиям, согласно IRPEX-рейтингу, к регионам-лидерам, сочетающим высокий уровень конкурентоспособности с высоким уровнем устойчивости (группа АА), относятся только два региона: Краснодарский край и Самарская область. И все. Рейтинг АА не получили ни Москва, ни Петербург, ни их агломерации, ни один нефтяной регион: находясь в лидерах по рангу конкурентоспособности, они получили лишь ранг В по фактору устойчивости из-за проблем с экологией, инфраструктурой, монозависимостью экономики и проч.
Несмотря на то что на наших лидеров – Краснодарский край и Самарскую область – приходится порядка 5% суммарного ВРП и примерно такая же доля инвестиций в основной капитал, высокая эффективность управления конкурентными преимуществами способствует повышению качества их развития. В Краснодарском крае создана сбалансированная система экономики: регион обладает профицитным бюджетом и сам является донором, обладает разветвленной финансовой инфраструктурой и высоким уровнем предпринимательской активности. Самарская область, несколько уступающая Краснодарскому краю, имеет возможности к дальнейшему росту за счет снижения налоговой нагрузки, стимулирования притока капитала в обновление фондов и других институциональных преобразований.
Итак, традиционные лидеры российской экономики – финансовые и ресурсные регионы Москва и Петербург с областями, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ – имеют сниженные показатели стабильности и качества регионального развития (группа АВ) за счет социальных и экологических факторов, что замедляет прогнозный рост конкурентоспособности. Сейчас на эту группу приходится более 45% суммарного ВРП, 38,5% инвестиций в основной капитал и более четверти населения России. Эти цифры свидетельствуют о неизменности ориентации развития страны на финансовую и ресурсную составляющие. Однако доминирование этих факторов часто снижает устойчивость развития.
С еще большими рисками связано развитие таких регионов, как Белгородская, Липецкая, Томская, Челябинская, Сахалинская области, Республика Башкортостан и Ямало-Ненецкий автономный округ. Сочетание высоких конкурентных преимуществ с низким качеством развития (группа АС) в этих регионах свидетельствует о существенном недоиспользовании имеющегося потенциала или об ограниченности конкурентных ресурсов. Например, явной проблемой Ямало-Ненецкого автономного округа является монопрофильность экономики. Важным фактором снижения общего качества развития Челябинской области является экологическая ситуация. Между тем данная группа регионов концентрирует 1/8 российских инвестиций в основной капитал, 10% суммарного ВРП и примерно такую же долю экономически активного населения.
Региональный рост Волгоградской, Ростовской, Саратовской областей, напротив, характеризуется высокой устойчивостью (индекс BA) при среднем уровне конкурентоспособности. В них определенный недостаток «природных» конкурентных преимуществ компенсируется эффективным управлением и социальной удовлетворенностью, что снижает ограничения развития. Так, несмотря на низкий уровень инфраструктурного обеспечения, высокую дифференциацию денежных доходов населения и необходимость общих структурных преобразований промышленности, Волгоградская область характеризуется открытостью регионального рынка, высоким уровнем рентабельности инвестиций и положительной динамикой развития обрабатывающих производств.
Регионы-середняки с преимущественно устойчивым характером развития (группа ВВ) в действительности составляют значительную часть субъектов Федерации – 22,6% площади страны. К таковым относятся в основном регионы центра и Черноземья – Калужская, Курская, Рязанская области, но также и субъекты других экономических районов: Калининградская, Нижегородская, Кемеровская, Новосибирская области, Республика Саха.
Зону низкой конкурентоспособности и низкого качества регионального развития (группы СВ и СС) формирует группа регионов Северного Кавказа, юга Сибири и Дальнего Востока. Региональные процессы на Кавказе определяются в большей степени социальными, а в Сибири – территориальными и экономическими факторами. В частности, Забайкальский край характеризуется отрицательной динамикой экономического роста, низким качеством жизни населения на фоне богатой ресурсной базы и выгодного географического положения. Этим регионам необходимо более эффективное управление.
Таким образом, стабильность и качество развития существенно меняют реальные позиции регионов применительно к текущему состоянию и перспективам. Группы АА и АВ – доминанты конкурентоспособности всего государства, ВА и ВВ – основа стабильности государственного развития. Регионам, входящим в неустойчивые группы AC, ВС, CС, требуется серьезная корректировка стратегических приоритетов и задач.