Первое документальное
В 2000 г. два абитуриента ВГИКа сняли документальный фильм, получивший приз «За лучший дебют» на фестивале неигрового кино «Россия», а летом 2007 г. они зарегистрировали собственную студию «Первое кино»После удачного дебюта режиссер Евгений Григорьев и оператор Артем Анисимов стали студентами ВГИКа и мечтали о собственной студии. «Мы работали отдельно на разных проектах, набирались опыта, повышали капитализацию, так сказать, – улыбается Григорьев. – Если у режиссера нет опыта съемок и связей, ему никогда не создать бизнес». Набираться опыта пришлось шесть лет.
С Павлом Маховым, будущим инвестором и генеральным директором «Первого кино», Григорьев познакомился в 2005 г., когда в частном порядке снимал ролик о его интернет-холдинге UE-money.com. «Он наблюдал за мной и Артемом около года, а потом решил вложить в студию деньги», – рассказывает режиссер.
«Инвестировав в «Первое кино», я в первую очередь вложил средства в человека – Евгения Григорьева, – говорит Махов. – Я знаю его уже больше трех лет и убедился, что он талантливый, востребованный режиссер, который способен построить креативный и прибыльный проект. Студия бурно развивается, и мне нравится то, что с ней происходит последние несколько месяцев, примерно это я и хотел бы видеть. Сейчас я владею 30% бизнеса и занимаю должность гендиректора».
На инвестированные $40 000 молодая студия закупила цифровую камеру, осветительные приборы, монтажную станцию и, чем особенно гордится Григорьев, лицензионный софт. Деньги пошли еще и на аренду небольшого офиса на ВДНХ, создание сайта и зарплату пятерым штатным сотрудникам.
«Мы с самого начала решили максимально использовать возможности аутсорсинга, – объясняет Григорьев, – так дешевле». На каждый проект привлекается около 25 фрилансеров – режиссеры, осветители, режиссеры монтажа, звукорежиссеры, веб-дизайнеры для сайта и другой техперсонал. «Я сам из Екатеринбурга, – рассказывает худрук студии, – оттуда мы привлекаем некоторых специалистов. Например, нашего лучшего звукорежиссера. Уровень профессионализма в регионе не хуже, чем в Москве, а услуги примерно на 30% дешевле».
Не одно и то же
«Первое кино» сосредоточилось на четырех направлениях: документальных фильмах, рекламных роликах, кино на заказ и музыкальных клипах. «Никому на рынке не нужен лишний игрок, – говорит Григорьев. – Чтобы нас заметили, надо было выработать уникальное торговое и творческое предложение». Таковым стал документальный подход к любому типу съемки. «Мы сознательно избегаем глянцевого рекламного подхода, который доминирует сейчас в телевизионных рекламных блоках. Он преимущественно эксплуатирует потребительское неведение. Например, что за липиды такие, которые содержит крем Х? Почему, намазавшись им, покупатель будет вечно молод? Ответа потребитель не знает, но крем с волшебными липидами покупает. Документальная реклама, напротив, построена на точном знании и подаче фактов. Она родом из советского жанра производственного кино», – говорит он. Ценовой сегмент ниши, занимаемой «Первым кино», – от $10 000 до $50 000 за ролик.
Гендиректор DTV-MA Production House Юрий Кан считает, что в ценовом сегменте $50 000 сегодня снимается примерно 15% всех рекламных роликов, создаваемых на российском рынке, и занимаются этим порядка 30–40 небольших студий в Москве и Петербурге, 10 из них (АС Production, Action, Bazelevs, Ball Park, Chili Films Dago, DTV-MA, FibrFilm, Metrafilm Okey Dokey, Park Production, «Ярче!») можно назвать крупными. Самым же распространенным форматом рекламных роликов (около 50%) Кан называет те, производство которых стоит от $100 000 до $200 000. Годовой оборот рынка производства рекламных роликов за 2008 г. он оценивает примерно в $130 млн.
Кино в жанре business to business чаще всего заказывают небольшие компании, чтобы показывать потенциальным партнерам на переговорах и выставках, поясняет Григорьев. Там документальный подход себя оправдывает на 200%. Потенциальный партнер по бизнесу – искушенный потребитель: он, если занимается кремами, знает, что такое липиды. К работе над такими фильмами «Первое кино» привлекает маркетинговых консультантов – экспертов отрасли, про которую будет кино.
Кроме создания сайта и блога студии в «Живом журнале» услуги «Первого кино» никак не продвигаются. «Рынок рекламных роликов в нашей ценовой нише полностью завязан на личных контактах, – поясняет Григорьев. – Такая же ситуация с фильмами на заказ». По словам Григорьева, рентабельность этих двух направлений достигает сегодня 35%. Общий оборот студии к концу 2007 г. составил $50 000, за прошедшие девять месяцев 2008 г. – $100 000.
Почти как BBC
«Сейчас у нас в работе четыре крупных проекта. Ближе всего к завершению фильм о волках. Главная героиня – реальная французская студентка Сорбонны, Летиция Бейкер, заменившая волчицу нескольким волчатам. Мы хотели снять кино, технически подобное научным фильмам на каналах BBC и Discovery. Но только технически, потому что акцент будет смещен на этнографию. Рынок сбыта такого продукта – телеканалы и DVD-тираж», – рассказывает Григорьев.
Гендиректор Movie Research Company Олег Иванов считает, что оценить рынок производства и проката документального кино на данный момент в России невозможно: «Рынок настолько неразвит, а цифры о нем настолько статистически незначимы, что указывать их некорректно. Документалисты сегодня в наиболее уязвимом положении».
«Чтобы понять реакцию зрителя, мы отдаем фильмы в знакомый самарский киноклуб для некоммерческого просмотра, – рассказывает Григорьев. – А в сентябре у меня случилась спонтанная фокус-группа. Я ехал со съемок, билетов почти не было, пришлось взять место в плацкарте. Большинство пассажиров ехали из Адлера в Нижневартовск. Я предложил им посмотреть кино. Около ноутбука собрался весь вагон. На шестой минуте 83-летняя бабушка сказала: «Сынок, а давай что-нибудь поярче посмотрим». Он имела в виду не цвет, а настроение. Ее отзыв стоил комментариев многих кинокритиков. Ведь эта старушка – настоящая целевая аудитория, для которой кино и снимается».
«Роль таких студий, как «Первое кино», очень важна для сохранения талантливых документалистов, – говорит Иванов. – Небольшие студии более подвижны и креативны по сравнению с крупными. Важнейшей задачей студии является формирование пакета программ документальных фильмов на год или два вперед и их предварительная продажа государству или частным телекомпаниям. Некоторые надежды можно возлагать на частные инвестиции, в случае если будет производиться высококачественная продукция для участия в кинофестивалях».