ЦБ меняют принципы работы
Кредитный кризис заставляет центробанки разных стран пересмотреть общепринятое мнение, что нет смысла бороться с пузырями на рынке, пока они растут, и легче разобраться с последствиями, когда пузырь лопнетНаиболее радикальную переоценку эта теория переживает в США, где ранее ее поддерживали и бывший председатель Федеральной резервной системы Алан Гринспэн, и нынешний – Бен Бернанке.
Гринспэн заявлял, что невозможно «идти против ветра», т. е. принимать меры для того, чтобы сбить тренд, когда цены на активы быстро растут. Теперь Бернанке и его коллеги признают, что игнорировать пузыри на рынках нельзя – они опасны для экономики. И в ФРС, и в других нацбанках все более популярными становятся концепция так называемого макропруденциального регулирования, а также микроэкономическое регулирование, которые призваны предотвращать появление системных рисков, связанных с переоцененными активами.
Практически все эксперты сейчас разделяют точку зрения, что важно различать пузыри, риски из-за которых несут инвесторы (как это было во время бума доткомов), и пузыри, которые финансируются кредитами финансовых посредников (как в случае с бумом на рынке недвижимости). Второй тип пузыря гораздо опасней для экономики, так как он способен подпитывать сам себя, – дорожающие активы позволяют банкам увеличивать объемы кредитования, и, когда пузырь лопается, это может нанести ущерб банковскому сектору. «В худшем случае из-за взаимозависимости между ценами активов и здоровьем финансовых институтов сдутие пузыря может подорвать основы всей финансовой системы», – утверждает бывший член совета управляющих ФРС, а ныне профессор Колумбийского университета Фредерик Мишкин.
Некоторые эксперты полагают, что долгосрочные риски, возникающие из-за быстрого подорожания активов, должны учитываться монетарными властями при принятии решений не только с точки зрения их воздействия на экономику в данный момент, но и с учетом ближайших двух-трех лет. Представители ФРС и большинство их коллег из других центробанков сомневаются, что этого можно добиться в реальности, и предлагают активно использовать регулирование. Необходимы более масштабные изменения в микроэкономическом регулировании и инфраструктуре рынка ценных бумаг, полагает Бернанке.
Макропруденциальное регулирование ставит целью снижение рисков системы как единого целого, а не рисков отдельных финансовых институтов. По словам Бернанке, этот подход позволит увеличить действенность «регулирующих мер по стимулированию и сдерживанию, особенно с точки зрения принятия рисков, на протяжении всего кредитного цикла». Одна из возможностей – контрциклические требования к капиталу. Это заставит банки в благополучные времена резервировать больше капитала, а в тяжелые – пользоваться им. Впрочем, при таком подходе новый экономический цикл рассматривается в контексте прошлых кризисов и циклов и ограничиваются возможности для прорывов в экономике, таких как феноменальный рост производительности труда в 1990-е гг.
Некоторые предлагают использовать страховку для банков: выплаты будут производиться, если финансовая система понесла большие потери. Следующим шагом может быть предоставление центробанкам права тестировать финансовую систему на предмет различных рисков и иногда вмешиваться в ее работу, чтобы предотвратить их нарастание. Трудность в том, что центробанк становится судьей в оценке активов и распределении рисков в экономике. Ему придется, например, принимать решение о том, что облигации, обеспеченные ипотекой, переоценены настолько, что банки должны увеличить резервы для покрытия возможных убытков по ним или даже сократить эти риски. Такие решения могут быть политически неоднозначны. Например, в том случае, если бы ФРС ограничила выдачу высокорискованных ипотечных кредитов, которые зачастую получали представители этнических меньшинств, среди которых процент домовладения низок.